"Под цыганский звон гитары!"
Заметки путешественника и любителя цыганского романса
Кировчанин Олег Четвериков - личность незаурядная и многогранная. Журналист, редактор районной газеты, консультант областного Комитета по печати, публицист, писатель, певец и путешественник.
Во время очередной поездки по Подмосковью, Олег Семенович посетил столичный театр "Ромэн". И поделился с редакцией нашего портала своими впечатлениями от замечательного концерта.
- Ни один праздник или кутёж на Руси не обходился без цыган. Это наглядно показано в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» с участием артистов цыганского театра «Ромэн». Цыгане в досоветской России были носителями вольного духа, без которого грустила русская душа.
Самым страстным поклонником цыганской культуры был граф Орлов. Он завёл у себя в имении штатный цыганский хор, украшавший все его званые обеды. От графа Орлова эта мода пошла по всей России.
В начале 19 века в Москве открылся знаменитый ресторан «Яръ», где со сцены выступал цыганский хор Соколовского. «Яръ» стал безумно популярным местом в столице и был прославлен в романсах «Эй, ямщик, гони-ка к Яру!» и «Что за хор певал у Яра!».
Сегодня в том самом зале ресторана «Яръ», где в 19 веке выступал знаменитый хор Соколовского, располагается цыганский театр «Ромэн». Артистами театра являются этнические цыгане, выступающие на этой сцене уже в четвёртом-пятом-шестом поколении под фамилиями Жемчужные, Оглу, Чёрные и т.д. Визитной карточкой театра «Ромэн» считается музыкальный спектакль «Мы – цыгане!», на котором нам недавно довелось побывать.
В современном мире существует острый запрос на подлинность. Далеко не все люди могут найти себя в обществе потребления. В психологии даже возникло понятие «кризис самоидентификации», когда человек не может понять, кто он, и теряет смысл жизни. И контакт с традиционными культурами разных народов Земли помогает в поиске самого себя.
Не скажу, что все зрители спектакля «Мы - цыгане» были похожи на представителей этого племени, но у многих в глазах читалась светлая грусть, когда вместо традиционного звонка, извещающего о скором начале спектакля, зазвучала мелодия из репертуара главного цыгана Советского Союза Николая Сличенко «Милая, ты услышь меня…».
Спектакль был построен как игровое действо о судьбе цыганского народа, вышедшего из Индии и распространившегося по всей Евразии. Он состоял из отдельных сцен из «Кармен» Проспера Мериме, «Собора Парижской Богоматери» Виктора Гюго, «Очарованного странника» Лескова.
Героинями живых картин были невероятная цыганка Кармен, обворожительная французская танцовщица Эсмеральда, незабываемая русская барышня Грушенька. Но у зрителя осталось ощущение, что свою подлинную жизнь с пронзительными песнями, яркими танцами, изящной тряской плечами актёры проживали на сцене, а после спектакля пошли играть свои текущие роли: квартиросъёмщиков, клиентов банка, пользователей интернета, налогоплательщиков, избирателей.
Как человек, неравнодушный к искусству, я с интересом наблюдал оригинальную манеру цыганского пения и танца. Цыганская чечётка отличается своим ритмом от русской и ирландской чечётки. А цыганское пение своей подчеркнутой эмоциональностью и витиеватой мелизматикой напоминает мелодии из индийских фильмов.
И каждый раз, когда на сцену выходил очередной солист в звании Народного артиста России или рядового актёра, звучал страстный цыганский романс «Очи чёрные», «Две гитары», «Ямщик, не гони лошадей». Завершающий романс «Милая» исполнялся всеми зрителями и артистами. Это значит, что если вы живёте в России, то хотя бы однажды должны прикоснуться к живой цыганской культуре, которая так ценилась нашими великими предками. И побывать на представлении московского театра «Ромэн».
Фото: личная страница Олега Четверикова