Софья Смёрдова о том, как изменилась ее жизнь после победы во Всероссийском фестивале-конкурсе юных дарований «Таланты нового века»
Настоящая эстрада - это далеко не про то, чтобы просто стоять на сцене и петь
В 2015 году 17-летняя кировчанка Софья Смёрдова завоевала Гран-при Всероссийского фестиваля-конкурса юных дарований «Таланты нового века». Накануне Всемирного дня голоса, который празднуется 16 апреля, мы поинтересовались, чем сейчас занимается девушка и как после конкурса изменилась её жизнь.
- Софья, как и когда вы начали петь, ощутив, что это призвание?
- Сложно сказать, когда именно я поняла, что эстрадное искусство - это моё. Меня всегда тянуло на сцену - хотелось выйти и спеть так, чтобы люди забыли на какой-то момент о каждодневной рутине, поплакали или посмеялись, получили заряд эмоций, впечатлений и радости!
Внутри меня закипает кровь, когда я думаю о сцене - именно там я чувствую, что живу. Мне нравится всё: и бесконечные поиски, и отбор выразительных средств, и их оттачивание, и репетиции… А потом, когда всё складывается в единое целое, сомнения пропадают, ты буквально горишь тем, чтобы это было воплощено.
Эстрадное искусство - моё большое стремление, мой мотиватор и двигатель. Но это и сложная профессия, в которой артист служит зрителю. Как любой другой профессии ей необходимо учиться - мне предстоит ещё долгий путь, прежде чем я смогу приблизиться к высокому профессиональному уровню.
- Кто Вам дал «путёвку» в вокальную жизнь?
- Вокалом я занимаюсь с 4 лет. Начинала в Кирове, в студии эстрадного пения «Музыкальный дилижанс», где мне повезло учиться у замечательной Тамары Викторовны Зыковой. Она стала моим первым педагогом по вокалу, моим наставником, опорой на пути от первых проб и ошибок до поступления на бюджетное отделение в самое престижное музыкальное учебное заведение страны.
Петь мне нравилось с детства, но Тамара Викторовна сумела привить к вокалу особую любовь. Творческий процесс - дело достаточно тонкое, он требует абсолютно индивидуальных форм общения с каждым. Но Тамара Викторовна точно знает в этом какой-то секрет, потому что многие её ученики связывают свою жизнь с музыкой, и достаточно успешно.
Я уже 7 лет живу в Москве, но со своим первым педагогом мы часто созваниваемся, и, конечно, видимся каждый раз, когда я приезжаю в Киров. Это мой родной, любимый человек, который открыл для меня ту дорогу, по которой я сейчас иду.
Большое влияние на меня оказал и Кировский экономико-правовой лицей. Мои лицейские годы прошли в творчестве: постоянные мероприятия и конкурсы, где я была и ведущей, и певицей, и стала обладательницей титула «Мисс КЭПЛ-2014». Лицей дал мне возможность реализовываться на сцене, видеть как ставятся большие мероприятия, быть частью этого и всё больше понимать, что это моё.
- Какие впечатления оставил вокальный конкурс, в котором вы участвовали?
- На конкурс «Таланты нового века» я поехала перед поступлением в Гнесинку, чтобы к экзамену приложить весомый аргумент – диплом об участии или победе. Помню, что на конкурсе почти не волновалась - перед выходом на сцену, знала и чувствовала, что иду верной дорогой и очень хотела достойно себя проявить. Ещё запомнился момент награждения, когда все места и гран-при во всех возрастных группах уже раздали, а у меня ничего… И тут объявляют абсолютного победителя всего конкурса, Бедрос Киркоров вручает мне кубок в половину меня ростом! Это точно незабываемо!
Конкурс был весной, а летом я поехала поступать в Москву, в Музыкальное училище эстрадного джазового искусства РАМ им. Гнесиных.
- Какие-то трудности были при поступлении в такое престижное учебное заведение?
- Надо сказать, я не ездила на подготовки, не занималась с педагогами оттуда, как это обычно бывает при поступлении в творческие вузы. Я просто приехала и подала заявление, причём отметила, что рассматриваю только бюджетное место. И документы подала только туда, другие варианты даже не рассматривала. Сейчас понимаю, что это было рискованно…
Но я прошла! Была третьей по баллам в конкурсе. Я очень радовалась, хотя не знала о самом главном. Оказалось, меня к себе взяла завкафедрой эстрадного джазового пения Анна Игоревна Руднева. Она берёт только одного человека в год и повезло именно мне - теперь я её ученица.
- Как вы закончили училище и чем занимаетесь теперь?
- Я закончила с красным дипломом и особым мнением от госкомиссии на выпускном экзамене по специальности. Потом меня пригласили продолжить обучение в Российской академии музыки им. Гнесиных. Я поступила и по баллам была первой в списке на бюджет.
Сейчас я студентка академии, учусь на третьем курсе отделения эстрадного джазового пения. Моим педагогом по вокалу уже 7-ой год является Анна Игоревна Руднева. Учусь я на отлично, получаю повышенную стипендию как лучший студент отделения. Приняла участие в двух серьёзных Международных вокальных конкурсах, в которых стала лауреатом 1 степени.
Конечно, учёба в академии занимает абсолютно всё время. Его не остается ни на развлечения, ни на отдых - 24/7 я занимаюсь и тружусь. Но это то, что мне действительно нравится, поэтому трудно сказать, устаю я или нет. Если бы в сутках было больше часов, я бы занималась ещё больше.
- К чему вы стремитесь и кем себя видите в будущем?
- Развиваюсь в эстрадном направлении, работаю и над вокалом, и над актёрским мастерством. Я верю что для достижения чего-либо нужно стать тем, кто этого достоин. Бесполезно рваться туда, где тебя не ждут. Но всегда можно потрудиться над собой и сотворить в себе нечто ценное.
В эстрадном искусстве это особенно важно. Необходимо быть большим внутри: сострадающим, понимающим, мудрым, очень образованным, начитанным, отважным, любящим, щедрым, горящим своим делом и много ещё каким, но, самое главное - человечным. Потому что настоящая эстрада - это далеко не про то, чтобы просто стоять на сцене и петь…
Конечно, в будущем, мне бы очень хотелось иметь возможность реализовывать всё, что с таким усердием и старанием я закладываю в себя. И жизнь меня очень поддерживает на моём пути, дарит все возможности для получения ценных знаний и умений.
- Кто из исполнителей является для вас образцом?
- В нашей стране есть великие примеры больших мастеров вокального эстрадного искусства: Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Клавдия Шульженко, Анна Герман, Лев Лещенко, Людмила Гурченко, а если взять более современную эстраду, то, конечно же, это Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев и другие. В большей степени я тяготею к этой категории исполнителей нашей эстрады.
Если послушать их записи, посмотреть концерты, то можно ощутить, как за всей лёгкостью исполнений кроется нечто большое, рождённое в стремлении к высокому, что-то, что берёт тебя за душу и не отпускает, что оставляет отпечаток. Это и есть эстрадное искусство.
- Какие песни вам больше всего нравятся?
- Программа обучения в Гнесинке требует исполнения песен как на русском, так и на иностранных языках. В моем репертуаре много сложных англоязычных композиций (Аретта Франклин, Лиза Фишер, Селин Дион, Уитни Хьюстон, Лара Фабиан, Кристина Агилера и другие), но я больше люблю петь на родном языке. Он отражает духовное богатство нашего народа, нашу ментальность. Красота русского слова не может оставлять равнодушным. Помимо эстрадных песен, я очень люблю исполнять романсы, народные песни и патриотические. Ещё я сама пишу - пока что официальных релизов не было, но верю, что когда-нибудь обязательно буду исполнять и авторский материал.
- Что можете сказать о современной песне и вокальном искусстве?
- На данный момент, не смотря на хороший рост музыкальной индустрии (по отчетам на 2021 год), само эстрадное искусство переживает кризисный момент. Песни стали саундтреком к жизни. Да и в целом на первый план вышла песня, хит, а исполнителя за ним не заметно. Кто-то постоянно «выстреливает» и, не успев раскрыться, уступает своё первое место в чартах другому.
Не могу сказать, что это плохо, потому что у людей есть выбор что слушать и они его делают. Но я хотела бы видеть более художественно-ценный материал, его более профессиональное исполнение и воплощение. Судя по комментариям, которые я встречаю в соцсетях под теми или иными премьерами, многие люди от исполнителей тоже ждут чего-то более глубокого. Вопрос только в том, чтобы понять, как грамотно совместить профессионализм и тенденции нашего времени.