Сергей Перминов о чертах современного художника и особенностях местного культурного менталитета
Вятка - город закрытый на эмоции. Людей надо тормошить
В конце июля в Кирове в "Галерее прогресса" завершилась выставка "Вне времени" молодого, но уже известного вятского художника, члена Союза художников России Сергея Перминова. В течение двух месяцев кировчане могли не только насладиться работами автора, но и принять участие в экскурсиях с его личным сопровождением. Надо отметить, выставки имела успех, а желающих принять участие в авторской экскурсии художника было столько, что закрытие экспозиции приходилось несколько раз переносить.
Мы решили поговорить с Сергеем о месте художника в современном мире, навыках и способностях, необходимых сегодня живописцу, а также о том, насколько Вятка – город с серьезным художественным наследием – открыта для носителей культуры изобразительного искусства сегодня.
- Сергей, совсем недавно завершилась твоя персональная выставка. Из чего сложилась выставка «Вне времени», и какие картины кировчане могли на ней увидеть?
- Выставка «Вне времени» - это более 90 живописных произведений моего личного творчества, которые заключают плодотворное первое десятилетие творческого пути. Тематика работ полностью отражает актуальность жизни и моего быта, любовь к родному городу и природе родного края. Почти все произведения были созданы на родной земле – на Вятке. Кстати, у нас, в Кирове, это первая моя такая большая экспозиция. До этого выставок было много, но такой масштабной сделать не получалось. Не потому, что не было желания или достаточного количества работ, просто выставочных площадей для обширного показа у нас в городе очень мало, практически нет… А вообще мои персональные выставки проходили уже в нескольких городах России.
- Беседуя с посетителями выставки, ты не раз отмечал, что «нужно максимально показывать современников — ныне живущих художников». Почему ты так считаешь, и что дает это зрителю?
- Потому что это самая, что ни на есть актуальщина. Показ реальных художников, которые делают что-то интересное (или не очень интересное))))) здесь и сейчас. Я ни в коем случае не умаляю роль и уважение к тем, кого уже нет с нами и тем, кто имел и имеет вес в творческом мире Вятки. Просто у нас в последнее время часто «мусолят» тему памяти, несколько раз подряд тематика показа «фондов» повторяется. А в это время есть современные авторы, художники, которые вообще не дошли в очереди иерархии до своей выставки, а у них есть что сказать. Как-то так.
- Про себя лично отмечу, что это было отдельное удовольствие слушать, как ты рассказываешь о своих картинах, открывать в них то, что сама не увидела. До сих пор под впечатлением от «космической» картины «Юра, выходи» - без бэкграунда, знания о том, что на картине изображен тот самый дом в деревне Клушино, где родился Юрий Гагарин, смотришь на нее как на классический деревенский пейзаж, а после твоего рассказа она обретает совершенно новые смыслы.
Но продолжим. На твой взгляд, кто он художник 20-х годов XXI века? Какими качествами, навыками, способностями он должен обладать?
- На мой взгляд, современный художник должен себя показывать не только своими картинами, но и живым общением. Это должен быть достаточно яркий человек, умеющий говорить, рассказывать, заводить публику. Потому что время очень активное. Если ты будешь сидеть и ждать, пока твой великий талант кто-то найдет или обнаружит, уже можно и не дождаться. Сейчас время хайпа, как его называет молодежь. Надо действовать. Ну и конечно, важно соответствие показанного и сказанного. Если ты наговорил – подкрепи и покажи, что натворил. А зрители, социум сами тебе подскажут, кто ты такой.
- В таком случае, насколько сегодня молодому художнику трудно явить себя свету? А ты, при всех своих регалиях еще ведь считаешься молодым художником?))))
- В наших кругах «молодой художник» - это, человек до 36 лет, имеющий подтвержденный статус члена Союза художников России. Это считается очень хорошим подспорьем к дальнейшей деятельности. Я, что называется, в самом соку. Но время очень быстро бежит, и доказывать свою состоятельность с каждым разом сложнее. Впрочем, в нашем мире не все ниши заняты, есть люди – есть интерес и к разному творчеству. Нужно трудиться и искать нишу, чтобы не в стол, как говорится, а в люди.
- Кстати, на выставке ты довольно скептически высказывался о пленэрах (в особенности, если речь не идет о познании какой-то новой территории, географической точки). Где же черпать вдохновение художнику?
- Каждый сам для себя решает, где это вдохновение черпнуть: из чарочки вечером или же ездить смотреть, общаться, писать картины на открытом воздухе (пленэре). Каждый сам для себя расставляет приоритеты. Бывает время, когда ты хочешь, чтобы твои дети росли на твоих глазах – это мой приоритет. Хотя скажу, что я очень много работаю, и дома меня практически нет. Но я рядом. Пленэр никуда не денется. Я лично черпаю вдохновение везде. Утром глаза открыл и уже хорошо, жизнь!
- А у тебя есть любимый сюжет?
- Любимые сюжеты есть. Есть ряд сюжетов, которые я продолжаю делать раз за разом, конечно, по-разному интерпретируя и композицию, и цвет, и все остальное. Люблю дома, люблю природу. Есть определенный строй композиции - дальше уже изменения. Авторские копии у меня не получаются))))))
- Когда нет персональных выставок, то где можно увидеть твои работы?
- Мои работы можно увидеть в социальных сетях и просто придти к нам в гости, в наши творческие студии ImPasto. Если есть заинтересованность в просмотре, я всегда рад и готов показать все, что есть. Так сказать, товар лицом. А как иначе?
- Давай немного поговорим о твоем творческом бэкграунде: насколько творческой является семья, в которой ты родился? И какое влияние, на твой взгляд, на развитие художника оказывает атмосфера, в которой он растет, живет, общается?
- Вопрос очень сложный. Становление личности и тем более творческой, конечно, идет из семьи и атмосферы в ней, но тут еще очень важен момент переходного возраста – куда тебя развернет. А семья у нас простая, мама - педагог дошкольного образования, папа - водитель. В глубине души все очень талантливы и рисовать могут и любят. Но то, что произошло со мной, это другое. Не волшебство, просто приятное стечение обстоятельств. Спасибо маме, что в свое время говорила, что все может пригодиться, и никогда не знаешь, что и куда может это занести))).
- Что скажешь по поводу образования: оно для художника — необходимость? Чему научиться можно, а чему нельзя?
- Образование - обязательная стезя. Нынче время дурное. Интересное конечно, но образования всякого разного очень много. Базу надо получать в любой профессии, а дальше уже сам борешься и с собой, и с системой. Ну а как? Никто никогда не сможет научить тебя если ты сам в ту сторону не смотришь. Тут все очень индивидуально. И художником стать может один из… В общем, это стечение огромного количества всяких обстоятельств, труда и таланта, конечно. Художник – это состояние души. Такой профессии вообще нет, нигде.
- На сегодняшний день что ты считаешь своим самым большим достижением в творчестве?
- То, что я актуальный художник. Получая обратную связь, как устную, так и визуальную, я вижу, что людям и большему большинству нравится то, что я делаю. Это очень важно, это и есть признание. Безусловно, есть, куда расти, но сейчас это то, что может двигать тело и голову. Для этого мне пришлось долго и упорно трудиться. Мне нравится просто быть актуальным. Хотя я велосипеда не изобрел, и тему не придумал, и стиль. Тема простая - городской пейзаж. Но мое видение у людей отзывается, я доволен.
- Как ты относишься к созданию художниками реплик живописцев с мировым именем? У тебя есть такой опыт?
- Опыт есть, но исключительно в педагогических целях. Мы учим людей и очень многое черпаем « по мотивам» известных и старых, и современных. Только так можно научиться вкусу. Вкус - это очень тонкое дело, его надо развивать. Мы это делаем в стенах нашей студии. А дальше, человек, который уже вник в тему, начинает вырабатывать свое понимание и почерк. Это уже художник (слово очень веское).
- На твое становление как художника повлияло чье-то творчество?
- Нет, не припоминаю, чтобы я идеализировал что-то или кого-то, стремился к высотам или создавал в голове идеал. Есть те и то, что мне симпатично и актуально, но вкусы меняются. Сегодня одно, завтра другое. Это значит, движение есть. Или, как я ее называю, – движуха по всем направлениям.
- И, наконец, финальный вопрос. Как ты оцениваешь Вятку с точки зрения интереса к живописи со стороны жителей и наличия достойных живописцев?
- Вятка, Киров, скажу честно, очень специфичный город. Очень закрытый на эмоции, на мой взгляд. Надо людей тормошить. Люди чего-то ждут, но сами делать… Сложно. Моя выставка показала, что движ пошел только на второй месяц действия экспозиции. Понятное дело – лето, у всех свои дела. Но у нас культура просвещения у большинства упирается в «поесть, попить», благо, есть куда и где. В музей простые люди идут только на Ночь музеев. А так, в другой день, пускай за пару сотен денег, зато свободно? Да зачем!
Ну и вообще музейная система у нас еще на уровне перестройки. Я там не жил, конечно, но чую и вижу кухню. Альтернативы «Галерее прогресса» у нас нет. Им и самим есть, куда расти, хотя площадка – отличная! Город маленький, очень большое социальное расслоение, а культурное – нет. Планочка поставлена высокая, а в действительности уровень слабый. Хочется большего. У нас есть классные ребята, и я считаю, тем, у кого есть возможность, им надо помогать. Продвигать. Только так и уровень культуры вырастет независимо от того, 650 лет или 25. Люди делают движуху! Но меня очень радует, что есть прослойка населения, которая будет просвещаться и пытаться просветить, а люди за ними идут. К этим слоям я и себя отношу, я рад, что у меня получается. Как минимум 1000 человек уже стала поближе к тому, что еще вчера было для него совсем далеко – живопись, ну или типа того)))))).
Вообще, очень хочется показывать людям искусство, но будет день, будет и пища. А сегодня хотелось бы еще раз поблагодарить всех, кто успел посетить мою выставку, и «Галерею прогресса» за предоставление времени и стен.
Справка
Сергей Перминов, родился в Кирове, в 1993 году. С 2014 года – постоянный участник более чем 50 художественных выставок разного масштаба. С 2017 года - Член Союза художников России. Лауреат государственной премии «Молодые дарования России». Стипендиат Министерства культуры РФ и Союза художников России. На данном этапе успешно ведёт педагогическую и творческую деятельность в собственной частной арт-студии «Impasto» в родном городе Кирове.
Фото предоставлено Сергеем Перминовым.