Регина Погудина о фотопроекте «Сквозь пальцы»
Я стала фотографировать всю «боль» города
В начале мая в Кирове стартовал фотопроект "Сквозь пальцы", автором которого стала Регина Погудина. Проект представляет собой собрание архитектурных шрамов, рассеянных по городу, спрятанных во дворах, за рекламными баннерами и заборами. Мы поговорили с Региной о том, как она создавала выставку и какие проблемы автор выставки видит в городе.
Регина, расскажи как ты пришла в фотографию?
— В фотографию? Мне кажется я до сих пор еще не пришла (смеется). Вообще, по образованию я журналист и с первого курса я практиковалась в разных СМИ, в основном в печатных. Так как нужно было ходить на репортажи, к ним нужно было делать еще и фото. Я долгое время делала снимки на цифровую камеру и вообще не верила, что когда-то буду нормально фотографировать, потому что у меня всегда дрожали руки. Я и не чувствовала в себе это, даже когда редактор говорил что фотографии классные и они пойдут на главную страницу. Спустя пару лет у моей подруги появилась зеркальная камера, и я одалживала ее для работы. Я ничему специально не училась и все в процессе познавала. Да и не было никого, кто бы подсказал как правильно делать. Уже позже я поняла, что фоторепортажи — это мое, и все стало получатся как-то интуитивно.
Получается, выставка – это фоторепортаж?
— Да. Изначально был смысл очень простой - сделать спокойный фоторепортаж по проблемным местам города, которые меня волновали как журналиста, и даже скорее, как горожанина. Я уезжала из Кирова на два года, до этого работала в новостях. А когда приехала, то заметила, что всё те же темы всплывают в СМИ. Тогда я просто пыталась понять, почему всё так происходит, а потом решила в этом разобраться. Получилось так, что через фотографию была попытка “понять”.
Почему именно “Сквозь пальцы”?
— Я лежала ночью, не могла уснуть и вообще не думала об этом. Мне нужно было идти в отпуск, хорошо отдохнуть и набраться сил. И вот внезапно приходит эта мысль “сквозь пальцы”. Я не обратила на это внимания, подумала, что это бред и легла спать. А утром, проснувшись, я решила погуглить эту фразу. Может я где-то это видела или слышала, но нигде такого не было. Позже я решила, что проект - будет подборкой фотографий, буквально 10–15 штук, где люди стоят на фоне объектов, которые их тревожат. И люди стоят, и как будто сквозь пальцы на это смотрят, выражая акт протеста, показывая, что им не все равно. Но когда я выехала на первый объект, то поняла, что сделать одно фото и уехать - кощунство. Я не до конца понимала, как будет выглядеть более объемный проект, поэтому стала фотографировать всю “боль” города. Решила, что оформлю это всё в лонгрид, что там будет минимум текста. Но позже поняла, что если не углубиться в историю каждого объекта, то зачем вообще тогда создавать проект?
Кто помог и поддержал идею?
— Я была словно одна в целой вселенной, наедине со своей идей, и мне нужна была обратная связь. А ее могут дать немногие. Тогда мне казалось, что вся задумка - достаточно банальная вещь. Это так все знают, а я зачем-то об этом говорю. И вот как-то раз я пришла на фотосессию к фотографу Насте, которая, как оказалось позже, из “Вятского субъектива” (творческое коммьюнити из Кирова - прим. ред). В ходе нашего разговора выяснилось, что она тоже любит какие-то старинные домики и подобные вещи. И я решила поделиться с ней своей идей, что начала такой фотопроект. Настя сказала, что всегда хотела сделать что-то подобное и поддержала мою идею. Позже я показала ей лонгрид в черновом варианте, а она ответила, что этот лонгрид не может остаться просто лонгридом, и нужно делать выставку. Сложно сказать, чем именно она помогла - кажется всем, и без нее эта выставка не состоялась бы, как и без Бориса, который продумывал концепцию выставки, размещал работы, определял то, в каком свете все будет представлено. Кроме того, меня поддержали и другие люди - каждая частная инициатива и поддержка помогли реализовать этот проект.
Что беспокоит в городе конкретно тебя?
— Раньше я жила в относительно новом микрорайоне на Заводской. Казалось бы, какие проблемы могут быть? Но второе лето подряд у нас не было банально горячей воды. Каждую неделю были обещания, что всё починят. Во дворе были дикие раскопки. А там ведь еще живут молодые семьи, и все это стало перерастать в неврозы. Плюс, строятся новые дома и территория разваливается архитектурно. Еще меня беспокоят дороги и тротуары, которые не приспособлены для жителей города. Постоянно делают какие-то высокие тротуары и крутые пандусы. Ни мамочки с колясками, ни инвалиды не могут иногда спуститься с них без помощи. В плане архитектуры — это аварийные дома, объекты культурного наследия и недострои, то есть всё, что представлено в проекте.
Опиралась ли ты на опыт других выставок?
— Социокультурные проекты в Кирове находятся на каком-то зачаточном уровне. Часто это делается в сторону политики. Есть и другие, но они не так выстреливают. В моем проекте нет ничего заумного, ведь я просто показываю: “Вот смотрите”. Иногда смотришь на то что уже сделали и думаешь, что у тебя так круто не получится. Поэтому, когда я только начинала, я ни на кого не опиралась. Так даже проще.
Как ты думаешь, большой ли резонанс вызовет эта выставка?
— Я думала, что сюда будут приходить какие-то особенные люди, которые «очень» в теме, а по сути приходят люди разных возрастов. В основном это молодежь, и удивительно, что они каждой историей заинтересованы, чувствуют все эти моменты, а уходят с выставки с каким-то своим подсознательным процессом. Они очень много репостят, выкладывают, и проект уже начинает жить своей жизнью. Эту фотовыставку местные власти могут воспринимать как руководство к действию. Вот, смотрите, есть конкретная многолетняя боль – почему мы с этим ничего не делаем? Это, кажется, какие-то очевидные вещи, но смысл в том, чтобы направить негативную энергию от столкновения с проблемой в правильное русло, адекватно посмотреть на ситуацию и спросить себя: "А что мы можем с этим сделать?". Суть проекта в том, что неизвестно, когда он выстрелит. Реальность она инертная – когда ты запускаешь какой-то процесс, и уже через какое-то время он начинает меняться на уровне какого-то необъяснимого движения.
А должны ли жители снять розовые очки и посмотреть правде в глаза?
— Это сложный вопрос. Был момент, когда нас переполняло ощущение полного погружения в проблемы: грязь, негатив. Но мы учились абстрагироваться от эмоций и принимать проблему как данность - да, это есть, и что мы будем с этим делать? Это как копаться в себе, исследовать собственные силы и возможности, менять все к лучшему. Вглубь идти больно, но необходимо.
Во время подготовки проекта вы начали с кем-нибудь сотрудничать?
— Мы стали сотрудничать с «Том Сойер фест» – это благотворительный проект, который в Кирове очень скромно развивается, в отличие от других городов. Хотя тема очень крутая. Это люди, обеспокоенные изменением и развитием пространства, готовые в свободное время своими ресурсами реставрировать здания и объекты, нуждающиеся в ремонте. Даже если это объект исторического наследия в который нельзя вмешиваться, то они могут убрать территорию, разбить клумбы - эти маленькие шаги также очень важны. Этот проект нуждается в инвесторах - они знают, как и куда направить средства, как получить разрешение на реставрацию и разбираются во многих тонкостях. Однако они больше ориентированы на сохранение деревянного зодчества, которого в Кирове не так и много уже осталось, но, тем не менее, у них есть попытки изменения среды вокруг.
То есть у них есть будущее?
— Всегда проект держится на определенных инициативных людях. Пока у них есть внутренний ресурс, они собирают вокруг себя таких же небезразличных людей, пусть даже их будет немного. Интересно то, что в других городах этот проект развивается на уровне местной власти, что помогает развитию туризма. В нашем городе же очень тяжело говорить не то что об архитектурной, - это правда сложная тема, - но и о туристической ценности старых зданий. Проще построить новые музеи и арт-объекты. Но все же многие туристы ищут альтернативные маршруты с интересными дворами и местечками, в которых сохранилась прежняя Вятка, и у нас есть много уникальных архитектурных кварталов - в них больше души, чем в новоделах. Но мы не позиционируем себя с этой стороны, и это определенная боль - понимание потенциала архитектурного туризма.
Ты сказала о том, что выставку посещает в основном молодежь. Есть популярное мнение о том, что молодежь сегодня пропащая. Как ты можешь это прокомментировать?
— Даже если люди пришли сюда без особого интереса, то уходят они уже заряженными. Я никогда не думала, что моим ровесникам и людям младше будут интересные такие серьезные темы. Я сама до определенного возраста не обращала внимания на многие проблемы, но в один момент ты начинаешь понимать, что ты живешь в этом городе, существуешь в определенном пространстве, и оно должно быть как минимум безопасным и комфортным. И многие приходят с похожим настроением, каким-то непониманием, почему так происходит. Эта тема находит у них внутренний отклик, вдохновляет. Очень классно, что этих ребят волнует социальная проблема, сложная для понимания многих взрослых. Может казаться, что молодежь ничего не делает, но сейчас именно молодежь очень много рефлексирует, осмысляет какие-то вещи. У них очень хорошо работают внутренние мыслительные процессы, формируется свое мнение и свои ответы на многие вопросы. Им нужна поддержка, чтобы начать открыто говорить и действовать - даже просто поговорить по душам.
Как ты думаешь, общественные СМИ Кирова могут как-то повлиять на власть, чтобы не просто в очередной раз довести проблему до высокопоставленных лиц, но и побудить их к реальным действиям?
— Важно говорить о проблемах без эмоциональной окраски, без домыслов, не предъявляя претензий, а обозначая необходимость принятия решений. Важным шагом стало размещение властей в социальных сетях - там наглядно видно, что волнует простых горожан и как администрация реагирует на запросы общества. Однако у нас есть очень много других проблем, которые требуют непосредственного участия - бедность, социальная незащищенность инфраструктура, дороги. Утрата архитектурного наследия на их фоне растворяется. Именно поэтому нужны активисты, которые болеют за что-либо всей душой и не дают забыть о проблемах, которые кажутся менее значимыми.
Многие СМИ освещают проблемы города. Как ты считаешь, насколько наши СМИ авторитетны, чтобы моментально обратить внимание властей на проблему?
— Раньше в России авторитетной была именно авторская журналистика. Очень много зависело от имени журналиста - вот он что-то написал, и все обратили внимание. СМИ сегодня очень тяжело приходится, особенно в регионах - много юридических сложностей, опасностей для дальнейшей жизни издания, и журналистам приходится взвешивать каждое слово, чтобы не обрести еще больше проблем. Многие боятся транслировать определенные вещи в аудиторию, и материалы проходят определенный фильтр перед выпуском, потому что редакции зависят от кого-то - власти, владелец. Маленькие социальные проблемы решаются с помощью СМИ - приехало телевидение, осветило, и администрация ринулась решать. СМИ были определенным рычагом давления на администрацию, но сегодня им необходимо становиться экспертными, чтобы оставаться авторитетными для общества и власти.
Как ты думаешь, пытаются ли власти путем создания новых общественных пространств закрыть данную проблему?
— Это очень интересная тема. С одной стороны - молодцы, что-то делают, с другой - они используют те места, которые не требуют больших финансовых и трудовых вложений. Заново штукатурятся исторические здания в центре, перестилаются одни и те же популярные улицы и аллеи. А почему бы не заняться зданиями, которые реально нуждаются в ремонте и реставрации? В СМИ всплывают одни и те же проблемы - год от года пишут о том, что ничего не изменилось. У нас не любят взаимодействовать с проблемой напрямую, смотрят на боль сквозь пальцы.
Большими ли получились затраты во время открытия проекта?
— У нас нет спонсоров, все сделано своими силами. Мы собираем донаты, продаем фотографии, за вход посетители платят по желанию - эти деньги идут на покрытие аренды, от которой мы были освобождены на время ремонта. Многое решает человеческий ресурс - друзья, знакомые, их связи и возможности. Самое главное - энтузиазм, идея и стремление сделать позитивнее пространство вокруг.
Вы планируете дальше создавать подобные проекты, искать спонсоров?
— Находятся единомышленники, но мы не про коммерческую сторону. Мы не стремились заработать, а просто хотели помочь людям заметить, осознать пространство города вокруг себя, изменить их мироощущение. Возможно в дальнейшем и будут похожие проекты, уже есть несколько идей немного другого формата. Киров богат своей фактурой, и материала для работы всегда достаточно, но мы затронули основные точки. Была такая фраза - чтобы что-то изменить, надо сначала это принять. И мы стремимся помочь именно в этом. Наша выставка нужна для того, чтобы выйти на диалог с чувствами людей, их мыслями по этому поводу. И приходит понимание, что потребность в изменениях назрела, и пора начинать говорить открыто и что-то менять, что всегда не просто. Мы не ожидали охватить весь Киров - но масштаб именно такой, и игнорировать это уже нельзя.
Сколько по времени заняла подготовка, с момента зарождения идеи и до открытия?
— Началось это в августе прошлого года, я посвятила весь отпуск созданию фотографий, и это продолжалось до октября. Потом был период небольшого затишья, когда надо было отдохнуть, прийти в себя, собраться с силами. К Новому году я обработала фото, сделала сайт и уже с этим лонгридом пришла к Насте, фотографу. С этого начался самый сложный этап - обсуждение. Мы решали, что делать дальше с материалом, как правильно его представить. Было много сложностей с тем, как именно трактовать проект, чтобы не уйти в проблему и негатив - начали анализировать опыт других городов, их инициативы и проекты, положительный опыт. Даже на сайте есть пояснение, что выход есть всегда, но его не найти с закрытыми глазами. Самое противоречивое время это примерно февраль - в команде всегда сложно, особенно в творческой. Уже в марте мы занялись поиском помещения, а 5 апреля подписали договор об аренде и начали ремонт. Этот месяц прошел очень быстро, и на самом деле выставка все еще находится в процессе - мы дополняем экспозицию, дополняем пространство, находим новые решения и даже продолжаем реставрацию, ремонт и работу над зданием.
Ты довольна результатом?
— Я не ожидала, что можно сделать что-то подобное, найти пространство, которое поможет окунуться в проект. Думала - выложу репортажик, друзья полайкают и все. До сих пор не могу осознать, что именно мы сделали. Наш проект начал жить собственной жизнью - вне нас, впереди нас, и сейчас уже сложно ответить на вопрос, о чем он именно. И это не страшно, это очень интересно. Вместе с проектом я исследовала себя. Сейчас я по-другому вижу город и не могу развидеть многие вещи, которые раньше проходили мимо нас. Мы общаемся с людьми, и проявляются новые грани, которые мы сами не осознавали ранее. Самое приятное это видеть горящие глаза людей, и слышать от них то, что о чем ты говоришь действительно важно и нужно. Это помогает понять, что все было не зря.