Ольга Виор о расцвете современной поэзии и о том, как стихи становятся песней
Я ювелир человеческих душ
Песни на ее стихи знает и поет, можно сказать, вся страна. Среди исполнителей, с которыми она работает, Елена Ваенга, Юлия Михальчик, Ирина Алегрова, Светлана Сурганова и многие другие. Именно Ольга Виор является автором саундтреков к таким сильным фильмам и сериалам как "Начать с начала. Марта", "Там, где живет любовь", "Морские дьяволы" . А она продолжает ложиться спать с тетрадкой и ручкой на тумбочке, чтобы не упустить ту самую строчку, и верить в то, что лучшая песня еще не написана.
Во время кировского визита Ольги Виор мы встретились с ней – известным поэтом и истинной петербурженкой - в редакции портала Киров.ру, чтобы поговорить о поэзии и ее месте в современном мире.
- Ольга интересной частью Вашей биографии является то, как профессиональный ювелир становится успешным поэтом, а песни на Ваши стихи стремительно врываются в музыкальные топ-чарты и завоевывают престижные премии. Что было сперва: ювелир стал поэтом или поэт немного поработал ювелиром?
- Стихи, конечно, были раньше, писала я с самого детства. А работа ювелиром помогла мне познакомиться с композитором. Волею судеб получилось, что первую песню я написала своему заказчику по ювелирному делу. Жена хотела подарить мужу кольцо, муж оказался композитором, наиграл мне на гитаре мелодию, по памяти я написала на эту мелодию стихи, и уже через полгода эта песня - "До свидания, Питер" - получила "Золотой граммофон".
Где-то на рассвете
В сотый раз погаснут звёзды.
И уносит ветер
Тихие слова.
До свиданья, Питер.
Оставаться слишком поздно.
До свиданья Питер,
Слышишь, мне пора!
Прозаики говорят, что они инженеры человеческих душ, а я говорю, что я ювелир человеческих душ. Это близко: и там, и там тонкие материи, и то, и другое - творчество, но только по-другому.
Кстати, с работой ювелиром связана история еще одной хорошо знакомой всем песни "Лебедь белая", которую исполняет Юлия Михальчик. Тогда я уже решила полностью посвятить себя творчеству, написала заявление на увольнение и тут звонит телефон, тот же композитор, с которым мы писали "До свиданья, Питер", Алексей Яковель, говорит: "Юля хочет песню в стиле фолк-рок - подумай, может быть, что-то родится". Я возвращаюсь на рабочее место, думаю, что такое фолк - это что-то народное, жили-были, долго ли коротко ли... Перевернула лист с заявлением и начала записывать, то что приходило в голову, и то из чего потом родилась "Лебедь белая"... Кстати, эта песня так хорошо легла на наш генетический код, что многие думают, что она - народная и удивляются, что автор я. А заявление на увольнение пришлось переписать.
- Когда рождаются стихи?
- Я, конечно, больше сова, впрочем, сейчас уже не важно: строчка может возникнуть в голове в любое время, ее надо непременно записать, поэтому на тумбочке у кровати у меня всегда тетрадь и ручка. Например, как-то ночью проснулась, записала рифму талия-Италия и все... Много позже родилось вот такое стихотворение про женщин:
А на фото мы с тобой в Италии,
мы тогда ещё от счастья таяли,
и рука твоя на тонкой талии...
да и талия ещё была, а та ли я?
Через день ты улетел в Анталию.
Я скучала, округлялась талия...
Ну, не знаю — та ли я? Про то ли я?
Назову сыночка Анатолием!
- А если говорить о песнях, то Вы пишите под конкретного исполнителя или, когда произведение уже родится, предлагаете его продюсеру?
- По-разному происходит. Но в последнее время, действительно, больше пишу под конкретных исполнителей, поскольку от них самих или их директоров, продюсеров такой заказ есть. Иногда просто рождается что-то, я понимаю, что это могло бы подойти конкретному артисту. И я предлагаю рассмотреть. Со всеми своими артистами поддерживаю добрые дружеские отношения.
Некоторые композиторы присылают мне свою музыку, на которую нужен текст. Так тоже бывает - на музыку я тоже пишу. Конечно, чаще на стихи пишут музыку, но бывает и наоборот. Не у всех получается.
- И как это происходит?
- Несколько сотен раз прослушаешь музыку, что услышу, какие образы родятся - это ложится на бумагу. В Петербурге есть замечательная исполнительница певица Лариса Луста, мы с Сергеем Аристовым для нее написали целый альбом. Она хотела, чтобы все песни были сюжетные. У меня есть песня "Жар-птица", "Шахерезада", "Старый театр". Каждая из этих песен - это определенная история, определенный образ и это как раз тот случай, когда я весь альбом писала на музыку. Никакой конкретики не было, но Ларисе хотелось, чтобы это была, к примеру, не просто песня о любви или о расставании, а чтобы какая-то интересная история была с персонажами.
- Ольга, а начинаете любить своего исполнителя вы до личного знакомства или это приходит в процессе?
- Любить не обязательно, но творчество, голос, должно быть близко. Тогда получается совпадение с образом. Известных артистов я, конечно, знала и до начала моего с ними сотрудничества. А вот с той же Юлей Михальчик познакомилась и подружилась, когда она собирала свой первый альбом после "Фабрики звезд No3". Мы всей семьей ее смотрели и за нее болели, потому что она из Ленинградской области, а я из Петербурга. Я понятия не имела, что она будет петь мои песни. Но, так уж случилось, что "Лебедь белая" стала ее визитной карточкой, и меня по этой песне знают больше других. Кстати, песня была написана ровно 20 лет назад.
- Давайте поговорим о саунд-треках к фильмам. Здесь, наверное, совсем нет места творчеству - сюжет уже написан...
- Конечно, прежде чем писать стихи для песни к фильму я тщательно изучаю сценарий. По поводу творчества... Я убеждена, что во всех лучших фильмах музыка играет огромную роль. Особенно в наших музыкальных фильмах. Музыка в фильме создает определенное настроение, помогает раскрыть сюжетную линию. Например, фильм "Начать с начала. Марта" - фильм о суррогатном материнстве, тема очень серьезная. Режиссер ставил на заставку фильма песочные часы. Через этот образ хотелось раскрыть тему утекающих возможностей, утекающее время. Квинтэссенцией замысла стала песня "Время - песок", которая звучит в конце, в начале и в пиковом моменте фильма. Музыку написал композитор Вячеслав Муканяев. В фильме играет звездный состав артистов Мария Порошина, Егор Бероев, Ольга Кабо, Павел Астахов, Мария Федосеева-Шукшина... Может быть, многие из них и не подозревают о моем существовании, но для меня большая честь работать с такими мастерами. Такое созвездие известных артистов и серьезная тема.
Так же фильм "Там, где живет любовь", песню в котором исполнила Юлия Михальчик, песня тоже помогает раскрыть сюжет и является неотъемлемой его частью.
- Есть ли отличие классических стихов от текстов песен?
- Стихотворение, если оно, действительно, достойно называться таковым, а не представляет собой какую-то графоманскую историю, это законченное произведение. В нем есть сюжет, завязка, развязка, как в большом произведении, но только все очень сконцентрировано, так как форма малая.
Песня - это другое. В песне нужно делать паузы, дать возможность музыкантам проявить себя, то есть песенный текст - это 1/4 от песни. Есть еще работа композитора, аранжировщика, исполнителя - каждый из них видит песню по-своему, трактует по-своему.
- Какую часть в вашем творчестве занимают стихи для песен и стихи, рожденные для того, чтобы их читали?
- Примерно 50 на 50. Когда-то я постаралась посчитать все свои тексты песен, насчитала порядка 800, но некоторые еще не спеты. Некоторые являются частью трех больших мюзиклов, в каждом из которых по 15 и более произведений. Один из мюзиклов, «Бал для Золушки» получил театральную награду" Золотая маска".
Когда Виктор Дробыш работал с Натальей Подольской и купил для нее песню "Жар-птица", то кроме этой песни он купил еще 10 или 11 текстов. Они где-то потом выстрелят, может быть, кто-то другой споет.
С некоторыми артистами, имена которых вам, возможно, даже ничего не скажут, мы записали по несколько альбомов. Кстати, в Кирове я работаю с прекрасным автором-исполнителем Ириной Марихиной, которая, собственно, помогла организовать здесь у вас выступление.
- А с какой программой Вы приехали в Киров?
- К программе выступлений в каждом городе я подхожу индивидуально. Но почти всегда есть стихи, посвященные Петербургу, который я очень люблю и являюсь петербурженкой в нескольких поколениях. В этот раз в первом отделении было много философии, размышлений о поэтах и поэзии. Второе отделение - это, конечно, любовная лирика, куда в поэзии без любви, и юмор. Я очень люблю посмеяться, в том числе и над собой. Также на концерте выступала группа "STADIYA", выступала с песнями Ирина Марихина.
За творческий вечер в Кирове хотелось бы передать огромные слова благодарности администраторам площадки "Ресурс", и особенно художнику Анне Кривошеиной, которая оформила площадку в стиле Ван Гога к моему приезду, получилось очень уютно и креативно! В "Ресурсе" представлена выставка картин Анны, и, пользуясь случаем, я приглашаю кировчан посетить это пространство и может быть приобрести себе на память картину!
Хотелось бы также сказать огромное спасибо и всем гостям, которые пришли на мероприятие! Людей было столько, что даже не хватило стульев - пришлось изыскивать резервы. В тот момент, когда по городу проходило столько интересных бесплатных мероприятий, люди пришли слушать поэзию - это очень ценно.
Мы выходим после концерта и вдруг – салют! Посмеялись с организаторами, что, конечно, очень приятно, но ради моего визита так можно было и не стараться.
- Ольга, раз уж мы заговорили о людях, которые пришли на Ваш концерт, то, как бы вы описали портрет типичного посетителя поэтических вечеров?
- Во-первых, это сами поэты, которым интересно творчество друг друга. Во-вторых, отрадно, что молодежь очень интересуется поэзией. К примеру, в Петербурге очень много литературных объединений, я и сама вела 2 объединения.
В Петербурге есть клуб "Грибоедов", куда меня пригласили друзья и сказали, что по вторникам здесь читают стихи. Я думала, зайду на 20 минут, но 6 часов люди непрерывно читали.
Сейчас поэзия вообще набирает обороты - это уже не бронзовый, не серебряный, не золотой, а платиновый, наверное, век поэзии, потому что поэзией люди спасаются, очищаются, лечатся и благодаря ей к чему-то стремятся.
- А можно ли назвать поэзию коммерчески успешным проектом?
- Нет, это совершенно не коммерческий проект. В свое время я вела программу "Личность" на радио "Петербург", приглашала туда разных людей и в том числе издателей. Так вот, по их оценкам только 2% с книгопродаж составляет поэзия, это включая классиков, которых школьники покупают.
Для меня лично - это, конечно, в том числе и источник заработка. Но, как смеются люди из моего окружения, являющиеся членами Союза писателей, "успеха достигла только Ольга Виор". Потому что меня знают благодаря песням. Просто по стихам, если люди еще и не печатаются и не выставляются нигде, стать известным непросто. Я, конечно, благодарна, что песни двигают и поэтическое творчество. Это не секрет, что авторов знают меньше, чем исполнителей. Говорят: "Песня Киркорова". А кто ему песню написал? Например, Юлиана Донская - моя подруга, замечательный московский композитор.
Вообще я очень благодарна и своим соавторам - композиторам, с которыми я работаю. Это Алексей Яковель, Сергей Аристов, Юлиана Донская, Елена Камская, Дмитрий Чистяков, Ирина Марихина. Спасибо им, что они пишут прекрасную музыку на мои стихи.
- Ольга, немного некорректный вопрос. Когда читаешь о вас в различных источниках, то невероятно много написано о периоде с 2004 - по 2017 год, а после 2017 ...
- Все просто. Я, как все поэты, человек рассеянный, забыла записать… Произошло очень много всего интересного, и книга вышла, и песни и мюзиклы, и награды, но пока это не было зафиксировано. Обновление скоро выйдет.
- Артисты не очень хорошо относятся к вопросу о любимой роли, а поэты говорят о любимом стихотворении, песне?
- Знаете, в этом есть некое суеверие. Вот назовешь какую-то песню лучшей, и все - не напишешь больше ничего. Поэтому будем думать, что лучшая песня еще не спета. На самом деле, я не могу однозначно сказать ни про свои, ни про чужие любимые песни. Сегодня мне хочется концерт Рахманинова послушать, а завтра – Элвиса Пресли, или "Седую ночь".
В любом настроении я могу слушать только голос моей дочери Серафимы, у которой есть разные песни в репертуаре, в том числе и на мои стихи. Наберите в поисковиках певица Серафима, послушайте, какую мы написали классную песню "Алтай" с настоящим горловым пением! Скоро у нее выйдет новый альбом.
- Давайте поговорим о творческих планах.
- Сейчас я работаю над новым сборником, который, собственно, уже готов, но, пока не съезжу в Вятку, я решила его не заканчивать, так как в любом случае после этой поездки появятся новые стихи. Думаю, что до конца года сборник появится.
У меня сейчас новый блюз-рок-проект, который мы начали с музыкантом Юлией Листопад. Очень талантливый музыкант, голос прекрасный! Бывает так, что встретишь человека, с которым легко пишется, на одной волне, на одних эмоциях! Редко, но бывает! Всего полгода назад мы начали работать, и уже написан почти целый альбом, а одна песня - "Без иллюзий" записана в студии, и размещена на цифровых площадках. Скоро ее можно будет услышать на радио.
Уверена, что у наших с Юлией песен большое будущее! Очень хотелось бы, чтобы люди слушали качественную, содержательную и талантливую музыку!
Новый сборник стихов, кстати, тоже так и будет называться "Без иллюзий".
А еще через ваш портал я очень хотела бы поблагодарить всех, кто сделал эту поездку такой доброжелательной и гостеприимной. Конечно, автора-исполнителя Ирину Марихину, которая организовала встречи с интересными людьми, познакомила меня с городом и горожанами!
Большое спасибо за помощь Ирине Мальцевой (проект "Квартира"), Юлии Беляк за приглашение в Театр на Спасской на спектакль "Последние дни Базарова", директору Кировского областного драматического театра за встречу и приглашение на замечательный спектакль "Весы", менеджеру вкусных проектов "Музей шоколада" и "Музей мороженого" Баранову Ирину за экскурсию.
И, конечно, же огромная благодарность вашему порталу, и лично Елене Урматской за личное участие и помощь!
Вам, Ольга, большое спасибо за интервью! Ждите от меня новых стихов и песен! В Вятку я влюбилась и хочу приехать ещё!
- Что ж, держим руку на пульсе и будем ждать в гости!
Фото предоставлено Ольгой Виор и порталом Киров.ру