Константин Зайнулин о своем видении художественно-творческой политики театра
Театр - это зеркало, в котором отражается действительность
В Кировском областном драматическом театре новый директор. Шестой за последние 10 лет. Константин Зайнулин - известный в России театральный менеджер. В свои 33 года он имеет богатейший опыт работы. В нашу провинциальную глубинку приехал с Дальнего Востока, где с 2019 года и до конца февраля 2022 года возглавлял Хабаровский краевой академический музыкальный театр. Ранее работал на руководящих должностях в аппарате Свердловского регионального отделения Союза театральных деятелей России и Сочинского концертно-филармонического объединения (в его структуру входят сценические площадки сочинских Зимнего театра и Зала камерной музыки, а также коллективы и исполнители Сочинской филармонии). О том, какие перемены ждут театр в ближайшее время, о своем видении художественно-творческой политики театра, новациях в области технологий билетных продаж, изменениях в стратегии коммуникаций со зрителем и многом другом Константин Зайнулин рассказал интернет-порталу Kirov.ru.
- Константин Александрович, чем привлекательно для Вас приглашение от правительства Кировской области переехать жить и работать в Кирове?
- Кировская область - весьма театральный регион. В областном центре три государственных театра: театр на Спасской (он же ТЮЗ) и театр кукол имени А.Н. Афанасьева. Это два крепких профессиональных детско-молодежных коллектива. И, конечно, театральная жемчужина области - областной драматический театр - один из старейших театров в России. Осенью текущего года мы отметим 145-летие со дня его основания. Учитывая все вышеперечисленное, с радостью принял приглашение поработать в Вятском крае. Разумеется, как и любой переезд, мой был сопряжен с определенными размышлениями, но с 5 марта, вступив в должность директора Кировского областного драмтеатра, убедился, что сделал правильный выбор и горд тем, что стал частью коллектива со столь богатыми традициями и многолетней историей.
- Прежде Вы бывали в Кирове, что-то слышали о регионе?
- Я родился в Екатеринбурге и о Кировской области, разумеется, слышал. На всю страну известны дымковская игрушка - бренд Вятки, а также выдающиеся личности: художники Васнецовы - Виктор и Аполлинарий, писатели Александр Грин, Салтыков-Щедрин и многие другие. Считаю Кировскую область регионом, обладающим огромным нематериальным богатством - уникальной историей, объектами культурного наследия, одним из которых является здание драмтеатра. Киров понравился сразу, еще во время первого визита, когда приезжал на переговоры с представителями регионального министерства культуры.
- Вы к нам всерьез и надолго?
- Я точно не временщик. Со мной заключен трудовой договор сроком на 3 года. Переезжаю вместе с семьей. Супруга Мария пока еще в Хабаровске, я намеренно приехал раньше, чтобы решить ряд бытовых вопросов, найти квартиру и так далее. Надеюсь, что к майским праздникам жена вместе с еще одним членом семьи - мопсом по кличке Фрося, переедут ко мне в Киров.
- Супруга имеет отношение к театру?
- Она выпускница знаменитого Российского государственного института сценических искусств (г. Санкт-Петербург), но не думаю, что Мария будет работать в драмтеатре, поскольку мы все-таки разделяем рабочие и личные отношения.
- Вы наверняка знаете, что в театре за последние 10 лет сменились 6 руководителей. Это не настораживает?
- На мой взгляд, в последние годы театр столкнулся с некоторым управленческим кризисом. Менялись директора, творческие лидеры театра. Сейчас мы тоже оказались в условиях, когда художественный руководитель покинул труппу. Но уверен, что театр имеет все возможности для успеха: есть и традиции, и крепкая труппа, и особая творческая атмосфера. Я лично и команда, которая будет мной последовательно формироваться, постараемся вернуть театру подзабытое чувство успеха, а это предполагает решение целого комплекса вопросов. И они связаны не только с творчеством и искусством, хотя, безусловно, с этим в первую очередь, но и рядом других очевидных вещей, например, с формированием атмосферы гостеприимства в театре. Часто можно слышать фразу: театр начинается с вешалки, но, простите, я добавлю, и с туалетных комнат. Поэтому на повестке дня вопрос капитальной реконструкции здания, введенного в эксплуатацию в 1939 году. Есть соответствующее поручение президента страны Владимира Путина, и, дай Бог, к юбилею города, в крайнем случае - к 150-летию драмтеатра - здание будет выглядеть достойно.
- Разговоры о капремонте ведутся давно, но «только воз и ныне там».
- Здание театра - памятник архитектуры федерального значения и это многое усложняет. Сейчас мы находимся на финальной стадии истории, начавшейся еще в 2019 году - разработке проектно-сметной документации. Вопрос не в деньгах: есть соответствующее распоряжение президента страны о финансировании реконструкции театра в рамках мероприятий, приуроченных к юбилею города Кирова. Это, кстати, подтверждает, что театр заметен на федеральном уровне. Областной бюджет также готов к выделению денежных средств, но из-за того, что здание является памятником архитектуры федерального значения, невозможно пройти государственную экспертизу без такого документа, как специальные техусловия. Здание не соответствует, например, современным требованиям пожарной безопасности. Изменились за 150 лет нормы ширины лестничного пролета, но расширить его мы не имеем права. Как быть? Оформить так называемые специальные техусловия, когда МЧС, Минстрой, управление госохраны памятников конкретно для нас сделают исключение, как бы «закроют глаза» (законно), что проход не той ширины, при условии внесения в проект ряда дополнительных моментов, снимающих определенные риски. В этом году, надеюсь, доработаем проектно-сметную документацию, выйдем на понимание конкретной суммы финансирования и затем можно будет более предметно говорить о сроках начала работ.
- Какую основную задачу Вы ставите перед собой как руководитель театра?
- Ответом может служить название моей настольной книги - «Все билеты проданы». Она о стратегиях маркетинга исполнительских искусств. Для достижения этой цели необходимы изменения, их будет множество. Например, в области билетных продаж внедрим определенные новации и упростим покупку билетов онлайн, при этом не откажемся от традиционных форм, когда купить билет в театр можно будет по-старинке, в кассе театра. Будет изменен подход к коммуникациям со зрительской аудиторией, обновим фирменный стиль театра, визуальный облик афиш, изменим подход к работе в социальных сетях. Моя мечта, чтобы театр стал местом городской активности, чтобы здесь проходили не только спектакли, но и выставки, лекции, кинопоказы. Возможности для этого есть. Призываю кировчан, особенно представителей творческой интеллигенции, вносить свои предложения, инициативы. Мы открыты для любых форм сотрудничества.
- Коллектив ждут кадровые изменения?
- С приходом нового руководителя этот вопрос всегда может встать. И это абсолютно нормальная история. Сегодня в штате театра 121 человек, 40 из них - артисты. Какой-то период коллектив присматривался ко мне, я - к нему. Никаких революционных действий я не планирую, «махать шашкой» точно не намерен. Во-первых, это ни к чему, во-вторых, мой подход заключается не в революционном, а в эволюционном пути развития. Мы будем двигаться пусть небольшими, но уверенными шагами к той большой цели, которую я обозначил. Театр - это особая сфера, управлять творческим коллективом непросто.
- Мне кажется практически невозможно, ведь в театре каждый - талант, знающий себе цену, а звезды бывают капризными.
- Я согласен, что в театре каждый по-своему талантлив, но нельзя забывать, что все мы сильны именно как коллектив. Зачем люди приходят в театр? За эмоциями, причем, разными: одни - посмеяться, другие - погрустить, третьи - философствовать вместе с героями спектакля, четвертые - пережить историю борьбы добра и зла. Но рождение эмоции - результат коллективного труда. Чтобы вызвать эмоции, артисту недостаточно владеть сценической речью, сценическим движением и хорошей памятью, и даже таланта, который дается Богом, и актерского мастерства, которым можно овладеть, мало. Актеру в идеале нужно уметь исполнять трюки, и, по возможности, хорошо петь и танцевать. Но и это не все! Без костюмера, которого зритель не видит, спектакль не состоится. Без звукорежиссера или осветителя спектакль невозможен. А еще есть люди, создающие декорации, занимающиеся пошивом костюмов. Люди множества профессий работают ради одного - создания спектакля. Наш театр имеет замкнутый цикл театрального производства. Все декорации, костюмы, любой элемент бутафории, реквизита создается здесь же, в мастерских театра. Например, вряд ли кто догадывается, что в театре есть свой столярный цех, где делают мебель, сценическую, разумеется.
- Вы помните свой первый визит в театр?
- Я вырос в семье, где было принято посещать театры. Родители - научные работники высшей школы, профессора, преподаватели одного из вузов Екатеринбурга. Они с детства привили мне любовь к театральному искусству. В студенчестве я совмещал учебу в университете с подработкой администратором в Екатеринбургском Доме актера. Так с 19 лет оказался в профессиональных театральных кругах.
- Сейчас Вам 33 года. Возраст Христа.
- Символично, спектаклем, который пришелся на мой первый рабочий день в должности директора драмтеатра, стала знаменитая рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда» в постановке моего старшего театрального товарища - художественного руководителя Санкт-Петербургского театра «Рок-опера» Владимира Подгородинского.
- Поделитесь творческими планами.
- На днях, 25 марта, состоялась премьера спектакля «Безымянная звезда» в постановке нашего штатного режиссера Захара Пантелеева. Это романтическая мелодрама в двух действиях по пьесе М. Себастиана. Под конец сезона мы порадуем кировчан еще одной постановкой, название которой пока держим в секрете. Вот такая интрига, следите за афишей театра. В апреле театр едет на гастроли в Оренбург, а в Киров прибудут артисты знаменитого Оренбургского драматического театра имени М. Горького. Это подзабытая советская практика обмена гастролями. В конце июня уйдем в традиционный отпуск, чтобы уже с сентября радовать зрителей в следующем театральном сезоне. Будут новые интересные постановки, новые имена.
- Сколько живет спектакль?
- Это очень глубокий театроведческий вопрос. Нет такой формулы, по которой можно высчитать, сколько спектакль просуществует. Ему может быть 15-20 лет и он будет оставаться актуальным, любимым зрителем, иметь поклонников, которые приходят на него по несколько раз. А бывают спектакли, живущие один сезон, но это не значит, что этот спектакль неудачный: просто меняется настроение в обществе, тема теряет актуальность, или артист покидает труппу. Говорят, нет незаменимых людей. Не соглашусь, незаменимые артисты точно бывают.
- Вы делите спектакли на хорошие и плохие?
- Категорически против таких клише. Спектакль - вещь субъективная. Для меня существует другой критерий: если спектакль профессионален, он вызывает обсуждение, причем не важно какого характера — восторженного или побуждающего к спору.
- Быть или не быть премьере спектакля решает худсовет театра. Насколько это демократичный орган?
- Худсовет - это коллегиальный орган. Если в советское время он выполнял чаще репрессивную функцию, был цензором, выискивающим антисоветчину, крамолу и в него, как правило, входили партийные функционеры, то сейчас худсовет - ближайший помощник директора театра. Это вполне демократичный орган, в его состав избираются представители всех творческих работников театра: артисты, художники, режиссеры, зав. литературной частью и т. д.
- Поскольку наш театр государственный, финансовая политика диктуется сверху. Как определяется стоимость билетов?
- Мы некоммерческая организация и не ставим перед собой целью извлечение прибыли. Являясь государственным театром, получаем соответствующую субсидию из областного бюджета. Благодаря тому, что театр социально ориентирован, стоимость билетов доступная: самый дорогой билет на спектакль текущего репертуара - 300 рублей, премьерный - 400 рублей. Средства, которые театр получает от продажи билетов, направляются исключительно на дальнейшее расширение творческой деятельности, создание декораций к спектаклям, приглашение режиссеров из других регионов и т. д.
- Как человек практически не пропускающий премьеры спектаклей скажу, что в последнее время замечаю пустые места в зале. Чем это можно объяснить?
- К сожалению, определенные проблемы с наполняемостью зала действительно есть. Напомню, его вместимость - 720 человек. Но в защиту драмтеатра, как человек новый, могу сказать, что такая ситуация наблюдается во всех регионах. Театры еще не оправились от серьезного вызова, связанного с пандемией коронавируса. С марта 2020 года театры практически не работали. Только в 2021 году началось медленное возвращение к нормальной жизни, хотя были и ограничения по загрузке зала, и масочный режим. Затем ввели вход на спектакли по куар-коду. В результате зрители отвыкли от театра, до сих пор есть те, кто все еще избегает мест массового пребывания людей. Надеюсь, скоро все забудем эту болезнь как страшный сон.
- События, происходящие в стране и обществе, не могут не отражаться на происходящем на сцене.
- Театр всегда был формой отражения действительности. И сегодня действительно важно говорить об истории побед, о силе нашего народа, его несгибаемой воле. Достаточно вспомнить, что в годы Великой Отечественной войны театры Советского Союза не закрывались ни на один день. Они давали спектакли, а люди, вдумайтесь, за деньги продолжали посещать их. Театры ковали победу, отправляли часть своих кассовых сборов в фонд обороны страны. На эти деньги строились самолеты, которые назывались «Советский артист», танки. В годы войны стены кировского драмтеатра приютили эвакуированный из Ленинграда Большой драматический театр. Все это пережито, но не забыто. Сегодня мы стараемся говорить со зрителем о том, что беспокоит его здесь и сейчас. И этот разговор строится на великом фундаменте русской литературы, русской драматургии, актерской школы русского психологического театра.
Сегодня, 27 марта, Всемирный день театра. Поздравляю коллег с этим праздником, а кировчанам хочу напомнить - не забывайте о такой форме времяпрепровождения, как посещение театра. Мы ждем друзей в нашем театральном доме.