Следите за новостями:

Кирилл Заборихин о взрослых постановках в тюзе и театре, где все заодно

Я всегда ищу, где что природное в артисте происходит и с персонажем сливается

22.07.2024 17:33

3996

  Яна ЛЕВИЦКАЯ
Кирилл Заборихин о взрослых постановках в тюзе и театре, где все заодно

В конце июня Театр на Спасской официально заявил о появлении в следующем театральном сезоне нового главрежа. Им станет уже известный кировскому зрителю по «Последним дням Базарова» и «Прощанию с Матёрой» Кирилл Заборихин. Работа в новой должности активно начнется с августа, а в ожидании очередных премьер можно поразмышлять над тем, что же нас ждет в новом сезоне, пользуясь комментариями, которые давал Заборихин вятским театралам будучи еще в статусе приглашенного режиссера.

Девок жалко…

Премьера «Прощания с Матерой» Кирилла Заборихина по роману Валентина Распутина состоялась 1 марта 2024. Как оказалось, несмотря на интерес к материалу, браться за него молодой режиссер несколько опасался.

- Первая встреча была на четверых - исключительно со взрослыми персонажами. Мне было так страшно, я думал: «Господи, сейчас я буду Махнёвой (актриса Театра на Спасской Татьяна Махнёва, здесь и далее прим. автора) рассказывать, что нужно делать. Мне 30 лет, а она 50 лет на сцене. Это было очень волнительно, но диалог сложился прекрасный, - вспоминал Кирилл Заборихин о начале работы над постановкой.

- Конечно, я понимал, что это тюз (театр юного зрителя), и здесь взрослое поколение немного не на виду. Именно поэтому и хотелось дать какой-то материал, который будет про них, которых у них будет откликаться, тем более, что он откликается от меня. Я все время цитирую Любимова, когда его спросили, про что или зачем ты делаешь «А зори здесь тихие». Он сказал: «Мне девок жалко». Это и есть, про что. Мне достаточно такого ощущения, чтобы материал меня зацепил. Вот мне ужасно жалко всех этих персонажей «Матёры». И при первой встрече с Татьяной Махнёвой мы поняли, что у нее это же болит. Если бы у нее это ощущение корней, к которым ты привязан, тоже не болело бы, мы может быть и поменяли что-то. Но это отозвалось у всех! А потом на репетицию пришла молодежь: да зачем это ставить , что они страдают, ревут, самовары разворачивают, — что за бред?!! И мы поняли, что это точно надо делать, потому что у нас внутри спектакля есть точка зрения молодого поколения, как и у Распутина, и точка зрения старшего поколения — то есть тот самый, действительно, живой диалог.

Сцена из спектакля «Прощание с Матёрой»

Команда «Матёры» также формировалась нестандартно. Если с композитором Андреем Шошкиным, с которым Заборихин давно и успешно работал и по другим проектам в других городах, было всё понятно, то с остальными - куда интереснее.

- У меня распределение артистов по видео и фотографиям никогда не работает, нужно приехать. Часто бывает, что приедешь, а там и персонаж другой, и выглядит иначе. Поэтому я я всегда ищу, где что природное в артисте происходит и с персонажем сливается, и только тогда в спектакле все встает на место. Бывает и так, что ты репетируешь спектакль и понимаешь, что нужна перестановка, и ты это делаешь. Но в «Прощании с Матерой» этого не было. Дня за 2 определился. Хотя нет, с Махнёвой было все понятно сразу, а с остальными я еще определялся.

Еще более неожиданной стала работа над «Прощанием с Матёрой» в качестве хдожника нижегородского архитектора Мишы Маслова (в том числе, широко известного в своем регионе яркими и нестандартными молодежными проектами).

- Он приехал сюда посмотреть и сказал: «Кирилл, я так хочу попробовать себя в сценографии». Я говорю: «А давай! Я не знаю, как ставить «Прощание с Матерой», ты не знаешь, как работать со сценографией — давай сделаем это!»

В театре только вас не было

С точки зрения подходов к постановкам, то, по словам Кирилла Заборихина, он в этом вопросе «живет» фразой Петра Фоменко: «В театре все было, только вас не было».

- Именно поэтому мне не страшно повториться, главное, чтобы было ради чего.

Причем, по мнению режиссера, это одинаково верно и в отношении литературного материала и использованных форм. К примеру, в «Матёре» пространство сцены было перенесено в зрительный зал.

- Придет какой-то материал, где нужно будет работать в зале, повторю этот опыт, но не форма ради формы. Нужно, чтобы всегда все работало на смысл.

Художественные элементы спектакля Заборихин оттачивает досконально.

- Я могу на одном треке месяц сидеть и мучить Андрея (композитора Андрея Шошкина), что что-то там не так. Впрочем, Андрей знает эстетику, в которой я работаю, поэтому ему чуть проще. С артистами сложнее: вот ты пришел, они на тебя смотрят, а ты не знаешь, что репетировать, а делать что-то надо. В такие моменты стараюсь признаться: «Ой, девочки, все, я не могу». Я вообще не люблю долго репетировать. Поэтому предпочитаю честно сказать: я закопался, не знаю, что репетировать, нужно выдохнуть, а потом уже ехать дальше. Это, на мой взгляд, правильнее, чем мучить артистов своим непониманием, куда ты их ведешь, делать вид, что что-то происходит. Артисты чувствительны как дети и сразу понимают, когда ты врешь.

«Чайку» я исследую

В режиссерском портфеле Заборихина несколько вариантов постановок «Чайки» А.П. Чехова, но он не отрицает, что готов вернуться к ней снова.

- Есть режиссеры, которые в разных городах ставят один и тот же спектакль, — есть такая практика. Я так не умею и не могу, так как я ставлю спектакли через артистов. Если я этот спектакль с тобой придумал, то как это перевести на другую артистку. Другая артистка — это другая планета.

«Чайку» же я ставил три раза, потому что я ее исследую. Сначала в спектакле были только женские персонажи, потом постановка, где только мужчины, а в третьем спектакле по «Чайке» - только Нина и Треплев. Это вариация на тему, как бы «Чайку» поставил сам Костя Треплев.

Я любвеобильный

Заборихин много ездит по стране и работает с разными труппами, но ощущения от работы не везде одинаковы.

- Я вообще любвеобильный. Так как я люблю рыдать, я очень быстро прикипаю к людям. Сейчас чуть меньше, а раньше я с каждой постановки уезжал и рыдал, как будто кто-то умер. Я стараюсь создавать теплый важный театр, где все заодно. И, когда ты этим занимаешься, все к этому подключаются, создается ощущение детского летнего лагеря, где смена закончилась, а мы лучшие друзья.

Но в Кирове, признаюсь, сразу было одно из самых теплых ощущений в работе с артистами. У меня так бывает не часто. В Пензе так случилось очень давно, я постоянно туда возвращался, а потом меня взяли в штат. Такие же чувства были в Петрозаводске, еще в Березниках и вот здесь.

Показателем этой особой близости с Театром на Спасской было то, что после «Базарова» (спектакля «Последние дни Базарова») мы не прекращали общаться. Не было такого, что я закончил постановку и уехал. Мы всегда на связи. Когда я приехал на следующую постановку не было ощущения, что все заново.

Самое важное — у меня еще и прекрасные отношения с цехами Театра на Спасской. Мы часто забываем, что спектакль это корабль, за которым стоит огромная команда, — от плотника до уборщицы. Уборщица не помоет — спектакль будет другим...

Сцена из спектакля «Последние дни Базарова»

Таким предстал Кирилл Заборихин в статусе приглашенного режиссера, а его работу в качестве главрежа кировская публика сможет оценить уже очень скоро!

Фото автора, Театр на Спасской и из личного архива Кирилла Заборихина


Справочно

Кирилл Олегович Заборихин

В 2018 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа, мастерская Сергея Женовача.

С 2020 по 2021 - режиссёр-постановщик Лысьвенского драматического театра.

С ноября 2021 года – режиссёр-постановщик Пензенского областного драматического театра им. Луначарского.

Работа в проектах Театра «Студия.project» (Москва), Московского драматического театра «Событие», Рыбинского драматического театра, Тамбовского Молодёжного театра, Азербайджанского Государственного Русского Драматического Театра имени Самеда Вургуна (Баку), Театра «САД» (Уфа), Национального театра Республики Карелия (Петрозаводск), «Лаборатории Театрального Искусства» (Москва), Березниковского драматического театре.

Подпишитесь на нас в: Google Новости Яндекс Новости