Igor Family о своем увлечении ретро-консолями
Интерес к электронике был привит мне отцом с детства
Выросшие в 90-ых годах люди с теплотой вспоминают популярные в свое время игровые приставки Dendy и Sega, на которых они в свое время играли в незамысловатые 8-битные игры. Спустя более чем четверть века мода на эти игровые консоли и связанную с ними эстетику вновь возродилась и на сегодняшний день объем российского рынка ретро-приставок измеряется миллионами рублей.
Одним из участников этого рынка стал житель Белой Холуницы Игорь. Несмотря на свою широкую известность в узких кругах, Игорь старается сохранять полную анонимность. Тем не менее журналист портала Kirov.ru сумел пообщаться с Игорем и узнал о том, как он пришел к своему увлечению, какие игры предпочитает, а также о том, каково это, вести высокотехнологичный бизнес, связанный с японскими консолями, живя в российской глубинке.
Привет, Игорь! Судя по многочисленным отзывам, на сегодняшний день ты являешься одним из самых умелых мастеров во всем, что касается игровых приставок из 90-ых. Расскажи о том, как ты пришел к этому занятию?
Привет. Насчет во всем - это, наверное, громко сказано, но, что касается основных моментов связанных с ретро-консолями, я стараюсь развивать. Интерес к электронике был привит мне отцом с детства. Глядя на то, как он что-то чинит, паяет, собирает, я и увлекся этой сферой. А что касаемо консолей, то мне всегда было интересно как это работает. Однако в 90-ых, в отсутствие нормальных источников информации, обучающих видеороликов, а также возможности пообщаться и перенять опыт у западных коллег, добиться каких-то заметных успехов было нельзя. Тем более, что и разбираться-то было особо и не с чем, так как все чипы на картриджах были спрятаны под чёрными каплями компаунда.
Но с приходом интернета все изменилось. Именно благодаря всемирной паутине я познакомился с единомышленниками, которые подсказали мне что и как делать. Первые результаты не заставили себя ждать. Их я регулярно публиковал в YouTube. Позже открыл свой магазин РетроСтаффа, а потом собрал команду парней для ведения текущих и создания новых проектов #Replycont.
Ретро-консоли это твое основное занятие? Кем ты работаешь по основной специальности?
Нет, ретро-консоли это своеобразное хобби, а работа это работа. Кем работаю и чем занимаюсь я сказать не могу, но она связана с электроникой.
Ты сам играешь на ретро-консолях? Если да, то на каких именно и какие игры можешь назвать любимыми?
Да, конечно играю, правда не очень часто, все упирается в свободное время. Но, тем не менее, когда удается поиграть, играю в восьмибитные игры. Есть в них какой то дух тех времен, ностальгия. Самые любимые это Battletoads и Double Dragon, игры от Capcom и, конечно же, Mario.
Насколько я понимаю, ты один из немногих, кто сумел освоить самостоятельное изготовление контроллеров и картриджей для Dendy?
На счет контроллеров (джойстиков), наверное, да. Я не видел, чтобы кто-то еще массово предлагал восстановление и создание джойстиков в их первозданном виде. А вот картриджи делают достаточно много людей, правда большинство из них делает это исключительно для себя, но, все же, факт остается фактом, изготовлением картриджей занимается очень много людей.
Помимо этого я создал собственную модификацию Dendy, которая более производительна, чем оригинальная консоль и позволяет нормально играть в те игры, которые раньше тормозили. Например, игра Contra Force, которая тормозит даже на эмуляторах, на ней запускается вообще без каких-либо просадок. Кроме того на ней сразу можно будет играть в игры на ЧЕТВЕРЫХ, без каких либо дополнительных адаптеров. Пока что речь идет только о прототипе, но вполне возможно, что в будущем она станет серийным продуктом.
Что из этого наиболее популярно? Кто составляет основу твоей клиентской базы?
В основном спрашивают редкие игры и сборники, так называемые SUPER HIK, либо игры, в которых не вырезан контент. Например, изначально Contra имела сюжетные заставки, карту и анимацию на уровнях, Castlevania 3 имела собственный аудио чип, позволяющий воспроизводить звук, по качеству не уступающий 16-битному формату, примеров тому, чего нас лишили китайцы в 90-ых масса. Самый яркий из этих примеров был с самими консолями, которые воспроизводили игры гораздо медленнее чем было задумано японцами. Но это тема для отдельного разговора.
Что же касается клиентов, это в основном “Дети 90-ых”, которые имеют хорошие, теплые воспоминания из тех лет. Их обычно называют ностальгаторы. Но есть и те, кто просто любят ретро-игры и которые не прочь поиграть в те же Танчики. Причем, что интересно, Денди позволяет поиграть в них вчетвером, но кто же нам об этом говорил в 90-ых!?
Были ли какие-то необычные заказы?
Да, конечно. Заказов довольно много, какие-то из них попроще, какие-то посложнее. Но один раз мне довелось сделать картридж, на одном очень сложном и редком официальном маппере, причем игра которую я туда записал была сделана в 2017 году и даже дорабатывалась мной лично. Это игра Super Mario All Stars, вобравшая в себя все официально выходившие игры про Итальянского водопроводчика Mario. Необычна она тем, что это своеобразный порт с Super Nintendo и объем игры составляет аж целых 2 мегабайта! И это при условии, что большинство игр для Dendy используют всего лишь 256 килобайт. По тем временам это были внушительные объемы!
Насколько в 2020 году велик спрос на ретро-консоли, которым уже больше четверти века?
Вы знаете, это наверное третья волна роста спроса на ретро-консоли и все, что с ними связано. У меня очень много знакомых и друзей, которые приобщают людей к этому, показывают новые для нас и очень редкие консоли, о которых даже я не слышал. Есть много коллекционеров, которые покупают за огромные деньги консоли и картриджи. На моей памяти самый дорогой картридж был куплен за 64000 рублей, к счастью это был не я. А недавняя шумиха вокруг единственной копии гибридной Sony Playstation с Super Nintendo которая ушла за миллионы рублей просто повергает в шок! Так что спрос будет всегда. Возможно не всегда он будет большим, но он будет.
Как ты считаешь, ретро-консоли со временем будут только набирать популярность или со временем их популярность упадет?
Как я и говорил, эта популярность приходит наплывами и для нас, настоящих поклонников ретро-игр, она будет всегда. Современные игроки мало внимания уделяют таким вещам. У них своя гонка за тем, где круче и реалистичней, а у нас была и есть своя. Нам не важна графика, мы любим игры не за реалистичность, а за увлекательный игровой процесс и высокую сложность. Разумеется, все игры по-своему хороши, но мы выросли именно на таких играх и поэтому у нас такое понимание о том, что хорошо, а что плохо.
Сказался ли как-то коронавирус на твоем занятии?
Конечно сказался. Многие страны закрыты на въезд и выезд, почтовые отправления либо стали неимоверно дорогими, либо их вовсе запрещено отправлять в Россию. С Японией, например, вообще на текущий момент нет никаких связей, а ведь именно эта страна является основным поставщиком ретро-товаров, как игровых, так и тех, которые используются в качестве доноров для создания картриджей и ремонта консолей.
То, что ты территориально располагаешься в Белой Холунице, это, на твой взгляд, больше плюс или минус? Как думаешь, переезд в другой город позволил бы тебе зарабатывать больше?
Я люблю свой город и никогда особо не стремился уехать из него. Все-таки это моя родина. Ну, а с наступлением века высоких технологий, мне кажется, что местонахождение перестало быть препятствием для того, чтобы заниматься любимым дело. Сегодня, благодаря интернету можно не просто научиться любому делу, но и добиться успеха в нем. Главное - иметь желание им заниматься.
Есть ли у тебя какие-то планы по развитию?
Как таковых планов нет. У меня есть цель - научится тому чего не умею. Именно этой цели я и придерживаюсь. И это касается не только консолей и картриджей, но и миропознания в различных сферах и отраслях, да и всей жизни в целом.