Елена Пенкина: "Кто-то приходит на Ахматову и Бродского, а кто-то… на Пенкину"
Организатор поэтических вечеров о чтении вслух и преимуществах поэтов Серебряного века по сравнению с Пушкиным
Сегодня она на совершенно разных городских площадках с упоением читает вслух Бродского, Цветаеву, Ахматову, Маяковского и Гумилева, рассказывает о них так, как будто была лично знакома с каждым, а ведь совсем недавно Елену Пенкину называли исключительно Елена Евгеньевна, а свою любовь к поэзии Серебряного века, будучи учителем начальных классов, она передавала только своим маленьким ученикам.
- Все началось со Всероссийской акции чтения вслух, которая 2 года назад проводилась на площадке библиотеки имени Герцена. Тогда я решила, что непременно должна принять в ней участие. Я выбрала стихи Марины Цветаевой. Хотя моя любовь к поэзии Серебряного века началась еще в юности, и, работая в школе, насколько это было возможно, я старалась донести эту любовь до своих учеников, научить их чувствовать, понимать, любить стихи, - рассказывает Елена.
Собственно, то самое выступление на Всероссийской акции и стало отправной точкой для понимания, что стихи могут стать событием не только для того, кто их читает, но и для тех, кто их слушает, а также осознанием, что незабываемые эмоционально наполненные поэтические вечера Елена может проводить сама. Впрочем, чего еще ожидать от человека, отдавшего 35 лет работе в младшей школе!
- На первые встречи могли записаться всего 1-2 человека, а остальную аудиторию составляли родители детей, которых я учила. Я очень благодарна особенно последнему выпуску, родители которого так поддерживали меня и приходили на встречи всем составом родительского комитета, - вспоминает Елена.
Но так было в начале. Сейчас на встречу к Елене Пенкиной не так-то легко попасть. Ведь вечера на большую аудиторию она не проводит, а 10-12 человек при объявлении даты новой встречи набираются очень быстро. За два года в различных форматах, по разным темам, с разным набором стихов и подходом к раскрытию автора прошло уже более 40 встреч по Владимиру Маяковскому, Иосифу Бродскому, Марине Цветаевой, Осипу Мандельштаму, Анне Ахматовой, Николаю Гумилеву, Зинаиде Гиппиус, Дмитрию Мережковскому. Кроме этого, было еще несколько отдельных литературных встреч по Фаине Раневской. Сейчас Елена работает над мероприятием, посвященном творчеству Бориса Пастернака.
- На каждой встрече я читаю минимум 20 стихотворений, рассказываю моменты биографии, раскрывающие ту или иную сторону личности поэта и дающие большее понимание его стихов. Для подготовки к встрече работаю преимущественно с книгами, интернету не доверяю, в Герценке практически поселилась, - смеется автор поэтических вечеров. - Иногда классическая встреча проходит в формате музыкально-поэтического вечера: тогда я работаю с Аленой Трубиной, которая исполняет романсы на стихи Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.
Часто слышу отзывы: такое чувство, что Ахматову вы знаете лично, настолько глубоко погружаешься в жизнь поэта. Но, к сожалению, конечно же, ни с кем лично я не знакома: я просто проводник, человек глубоко влюбленный в них и в их творчество. Сейчас на встречах стихи декламирую только я, люди стесняются выступать, но, возможно, в какой-то момент выйдем на другой уровень.
Кстати, с апреля этого года, чтобы лично еще больше проникнуться атмосферой, в которой жили ее герои, Елена начала ездить по местам жизни и творчества поэтов. Конечно, среди посещенных городов Санкт-Петербург (в том числе, дом-музей Анны Ахматовой), а в августе в Елабуге Елена встретилась со старшим научным сотрудником мемориального комплекса имени М. Цветаевой. И такие творческие вояжи будут продолжены.
Отвечая на вопрос, ходит ли на поэтические вечера молодежь, Елена отвечает, что все-таки большую часть аудитории составляют люди 35+, хотя встречаются и настоящие "жемчужинки", которые одним из вариантов проведения досуга выбирают поэтические вечера.
- Конечно, приятно, когда приходят друзья-знакомые и говорят: Ахматова, Бродский - не важно, мы на Пенкину пришли. Но самым большим комплиментом за все время проведения поэтических вечеров были слова случайных гостей (которые даже не записывались на встречу): "Какой восторг! А ведь мы могли просто пройти мимо!"
Однажды ко мне на вечер записалась целая компания филологов. Вы не представляете, как я волновалась. Сама я - не филолог, а просто человек, который очень любит поэзию. Перед встречей я не спала три ночи, переписывала сценарий, перелопатила огромное количество источников, чтобы сделать этот вечер максимально ценным. В итоге все прошло отлично, кто-то даже сказал: Лена, нам в жизни столько литературы не проанализировать! Конечно, были и не очень удачные встречи. Разработала вечер по любовной лирике Серебряного века, теперь понимаю, что бездарно, конечно, написала: 3 человека просто встали и вышли. Но это опыт! Эту встречу, кстати, я потом переписала, - поделилась наша героиня.
Когда Елену спрашиваешь о том, почему ее вечера посвящены именно поэзии Серебряного века, а, например, не Пушкину, то она ссылается на рассуждения Бродского.
- При всем своем уважении к Пушкину — наша нация любит возносить людей на пьедесталы. Тот же Бродский ценил поэзию Баратынского выше стихов Солнца русской поэзии. «Так уж всегда получается, что общество назначает одного поэта в главные, в начальники. Происходит это - особенно в обществе авторитарном - в силу идиотского этого параллелизма: поэт-царь», - писал Бродский. Но почему именно Серебряный век? Наверное, потому, что он к нам ближе. При этом меня часто спрашивают, можно ли прийти на поэтический вечер с ребенком. Я придерживаюсь мнения, что до стихов поэтов Серебряного века нужно все-таки дорасти - эмоционально, чувственно, сознательно. Но в целом поэзия просто необходима. Я уверена, опять же поддерживая в этом Бродского, что нас спасет поэзия. Как говорил Иосиф Александрович, стихи - это колоссальный ускоритель сознания, мышления и мироощущения, - комментирует Елена Пенкина.
Фото предоставлено Еленой Пенкиной.