Следите за новостями:

Елена Кувшинова о развитии лозоплетения и фестивале «Ива-Дивная»

Промысел жив, пока изделие находится у вас в руках

04.05.2021 11:05

2101

Елена Кувшинова о развитии лозоплетения и фестивале «Ива-Дивная»

Этот промысел уходит корнями в XIX век, а одна из главных школ лозоплетения была расположена именно в Вятской губернии.

Елена Кувшинова является руководителем ремесленного предприятия «Азимут» в Кирово-Чепецке. Ее любовь к народным промыслам, а особенно к лозоплетению, сильна настолько, что для развития этой культуры Елена Львовна решила организовать Всероссийский фестиваль «Ива-Дивная», который пройдет в региональном парке отдыха #ЛихоЛесье.

В интервью наш собеседник рассказывает о грядущем мероприятии, о ценности лозоплетения в Кировской области и о текущем состоянии народных промыслов в регионе.

Расскажите, пожалуйста, что за фестиваль готовится вами в Кировской области, когда он будет проходить?

— Первоначально мы планируем даты с 9 по 12 июля. Почему фестиваль именно корзиночного дела? Потому что вятский корзиночный промысел имеет свои особенности, свои отличия от плетения в других регионах России. Это подтверждено и свидетельством Роспатента на наименование места происхождения товара. То есть, вятская корзина - устойчивый бренд, известный на российском рынке и имеет свои характерные отличия. Когда говорят про Вятку, то часто вспоминают Дымковскую игрушку. Между тем, по количеству деревообделочных промыслов наша область лидировала в ту пору, когда художественные промыслы в самом расцвете. Вторым фактором явилось то, что Вятскогубернское земство вкладывало огромные деньги в развитие промысла. У нас создавались земские школы, где этому ремеслу обучали молодых людей. Наставником у них был Георгий Машковцев, который в то время работал в Третьяковской галерее, и помимо корзиночного дела, их обучали художественной композиции. Вятскогубернское земство, скупая изделия у крестьян, получило хороший доход в бюджет края. На данный момент если говорить о корзиноплетении, то сейчас этот промысел находится несколько в числе обиженных. Потому что он всегда был всегда такой составной и неотъемлемой частью жизни человека. Да и в целом в лозе сложно сказать что-то такое высокохудожественное, в отличие от лаковой миниатюры, фарфора или чего-то еще. И никому в голову не приходило его детально описывать, сохранять. Экспонатов осталось очень мало. Нет заведений, которые бы обучали этому ремеслу. Я бы сказала, что нет аттестованных экспертов у нас. Мало кто знает об этом деле. Корзиночные изделия - это не обязательно плетеная корзинка, с которой вы ходите в лес за грибами. Это и торговое оборудование. Если вы заходите в супермаркеты, вы видите различные виды товаров, выложенные в плетеные корзины. Это тот же самый промысел. Если вы зайдете в детский мир, то вы увидите коляски и кроватки для кукол. Это тоже корзиночный промысел. Он все еще актуален. Сюда же можно включить салфетницы, подносы, конфетницы. Это пользуется спросом. В силу того, что материал очень теплый, солнечный, экологичный. С точки зрения сохранения ремесла, фестиваль - единственная площадка. на которой мы можем собрать производителей с разных регионов, для того, чтобы они показали себя и посмотрели других. В интерактивном режиме мастера прямо на глазах публики будут создавать свои шедевры. Конкурсные работы будут оценены жюри. Естественно, победителей мы наградим призами и подарками, а все экземпляры мы будем передавать в фонды наших музеев, в учреждения культуры. Там же будут танцевальные коллективы из различных регионов, которые представят культуру наших соседей. У нас планируется большая биржа бизнес-контактов, где те же магазины розничной торговой сети могут посмотреть на изделия производителей и даже заключить контракты. Но самая главная цель - это то, что в в деловой программе планируется большое мероприятие. Круглый стол с образовательными учреждениями. Мы прекрасно понимаем, что в рамках школьного класса изучать промыслы - крайне сложно. Как это делать? На гончарном круге в классе ты лепить не будешь. А вот наглядно показать детям эти технологии, чтобы они знали историю своего края, гордились, и чтобы народные промыслы вызывали ассоциацию не как нечто что-то далекое, а как что-то практичное. Мы планируем пригласить методистов, педагогов от образовательных учреждений. И за счет средств материалов передать им дидактические пособия по изучению народных промыслов Вятского края.

Кто примет участие из мастеров по лозоплетению, и из каких регионов мы ждем гостей?

— В планах у нас привлечь мастеров не менее, чем из 15 регионов России. Скорее всего, это будут более близкие к нам региона. Очень сложно добраться до мастеров, условно говоря, Дальнего Востока. Это, скорее всего, Приволжский федеральный округ. Кострома, Нижний Новгород, Самара, Сызрань, Тверь, Тамбов - города, в которых всегда был достаточно развит корзиночный промысел. Но там другая школа, там другие приемы плетения. В этом и есть интерес - сравнить и показать наглядно, в чем разница.

Как вы оцениваете состояние народных промыслов сегодня, и какие перспективы развития у лозоплетения?

— Есть объективные данные по сфере народных промыслов. Курирующее министерство, занимающееся именно предприятиями - это министерство промышленность и торговли России. У них есть так называемый перечень. Это порядка 100 с небольшим предприятий, чья продукция признана и отнесена к изделиям признанного художественного достоинства. В этом перечне находится и наша организация народных и художественных промыслов «Азимут». Еще раз подчеркну, почему так важно, чтобы жители региона это знали и этим гордились. Вятская корзина это достаточно заметный бренд в палитре российских промыслов. Если говорить о корзиноплетении, то мы пережили очень тяжелые годы и очень много фабрик закрылось. От части это было связано с тем, что начиная с середины 90 и до начала 2000 в страну массово завозились плетеные изделия из юго-восточной Азии. Внешне они похожи на плетеные изделия из лозы ивы, но плетутся они из ротанга. Ротанг - это травянистое растение. Он достаточно легкий в применении. Правда, мало служит, но пока потребитель разобрался, пока вспомнил, очень многие фабрики не пережили это время. А те кто остались, на сегодняшний день не располагают большим количеством коллектива. И в целом, художественное ремесло выросло из крестьянского дела. Он трудный. трудоемкий, немного даже грязный. Потому что сырье надо добывать в лесу, пропаривать, варить, счищать. Все это делается вручную. И при невысоких зарплатах в отрасли сказать, что есть сильный приток кадров, нельзя. Почему не погиб вятский корзиночный промысел? Потому что наши мастера и предприятия уделяли внимание именно своим стилевым особенностям. Вот было характерно на Вятке сочетание плетения со столярной работой. Это позволило частично механизировать некоторые производственные операции и делать современные предметы, используя современные технологии. Если говорить о нашей компании, то мы уже порядка 15 лет работаем с крупной компанией «Азбука вкуса». Мы делаем для них сырные тарелки и выпускаем их тысячами. Те, кто сохранил свою местную изюминку, и выжили. Нам пришлось научиться работать с сетями, а они достаточно тяжеловесны для малых предпринимателей из-за множества существующих стандартов и объемов. Но тем не менее, это механизмы рыночные, которые предприятиям пришлось освоить. В том числе, продвижение на маркетплейсах. И те, кто смог это сделать, те в фабрике народных промыслов выжили и до сих пор существуют. Промысел - это не есть что-то очень художественное. Это предметная среда, вещь утилитарная. Как только изделие ушло в музей, то мы можем говорить о гибели промысла. Он жив, пока это изделие у вас в руках, когда у вас дома, когда вы им пользуетесь. когда оно на прилавке магазина.

Это первый фестиваль, который будет проводиться в области. Кто является организаторами мероприятия и как они пришли к этой идее?

— Попытки делать такие фестивали конечно были. Был в городе Бобров. Делали региональный фестиваль под названием «Золотая лоза». Но настолько масштабно, чтобы сделать его всероссийским - такая идея зрела давно. Многие наши кировские производители являются членами федеральной ассоциации «Народные промыслы России». И в недрах ассоциации мы не один год это обсуждали. Почему Кирово-Чепецк? Потому что этот город является местом традиционного бытования этого промысла. Еще со времен древнего поселения Усть-Чепца этот промысел был один из самых распространенных. На сегодняшний день могу сказать. что если вы приедете в другой регион и зайдете на сайт службы занятости, а затем попробуете найти профессию изготовитель художественных изделий из лозы, то вы скорее всего ее не найдете. А для наших мест это нормальная профессия. У нас целые трудовые династии, а на территории города всегда работали фабрики. Это вполне традиционное занятие для жителей, целые семьи занимаются этим и передают навыки из поколения в поколение. Сложилась своя местячковая традиция. И это важный фактор, почему фестиваль проводится именно тут и именно так. Второй момент заключается в том, что опять же многие наши компании являются членами туристско-рекреационного кластера Кировской области. Когда мы говорим, что народные промысла это визитная карточка региона, то это говорится не для красного словца. В Вятку едут за промыслами. Это целая кладовая ремесел. Характерная особенность Вятского края заключается в том, что промыслы - это заметный бренд. Естественно, в комплексе с туристическими проектами это должно быть интересно. Мы конечно хотели бы сделать, чтобы это было событийное мероприятие. Возвращаясь к началу, площадка фестиваля очень удобна для совмещения интересов совершенно, казалось бы, разных целевых групп. Это и бизнес, и культура, и промыслы, и туризм, и работа со своими местными жителями, чтобы они знали историю края, и чтобы не считали, что Вятка это только дымка.

Что интересного ждет гостей фестиваля на этом мероприятии?

— Это будет большая выставка ретроспективы изделий. От самых древних, которые нам удалось найти в музейных фондах. Это интересно посмотреть, что делали раньше и что делают сейчас. Мы, конечно, умеем делать снегоступы. Но кто их купит, когда есть современные пластиковые лыжи? Можно сплести морду для ловли рыбы. Но это сейчас не нужно, когда есть спиннинги. В этом и суть, чтобы показать как росли эти изделия, как они развивались. Они всегда же были составной частью жизни человека. Потом сам по себе конкурс, когда участники на глазах зрителей делают свои изделия. Это очень зрелищно и интересно. Будет естественно ярмарка, деловая программа и все, что сопровождает вот такие мероприятия. Те кто приедут на этот фестиваль - не пожалеют. К тому же, мы приглашаем именитых мастеров. 

 

 

Подпишитесь на нас в: Google Новости Яндекс Новости