Даниил Дворцов о людях, культуре и музыке
Культура – это все мы
Даниил Львович Дворцов - министр культуры Кировской области и профессиональный музыкант.
Что такое культура в понимании министра культуры Кировской области?
Культура – это все мы. Во время подготовки к интервью я для себя выделил ряд цитат, которые хотел бы привести и с которыми я абсолютно согласен.
Когда мы забываем всё то, чему нас учили (наша память так устроена, мы не можем всё помнить) то, что остаётся – это и есть культура. Особенность культуры и политики в её сфере заключается в том, что результат, что называется, «здесь и сейчас» мы не сможем увидеть. Культура – это постепенное, поэтапное строение, движение человечества. Та самая гуманитарная составляющая, которая заложена во всех нас, и то, что отличает человека от не человека: это, с одной стороны, самоидентификация, которая возможна через культуру, а с другой стороны – осознание себя как части чего-то большего, единого целого.
В вашем подходе к пониманию культуры можно углядеть и цивилизационный подход, и понимание феномена культуры с точки зрения памяти.
Да, конечно, это очень важные аспекты для понимания культуры.
В таком случае подвопрос. Как стать культурным человеком?
С одной стороны, у каждого человека есть какие-либо предпосылки для этого. Формирование культурной личности, прежде всего, происходит в семье, с самого раннего детства. Поэтому институту семьи я бы уделил большое внимание. С другой стороны, на формирование культурности влияют наши учителя и преподаватели, социум, в котором мы живём. Причём этот процесс взаимопроникновенный – семья, социум, собственные убеждения. Хотел бы особо отметить, что предпочтения формируются не только в зрелом возрасте, но и с самого раннего детства. Вот вы себя со скольки лет помните?
Примерно с двух-трёх лет.
На мой взгляд, это уже самостоятельные попытки самоидентификации, поиска ответов на вопрос «Кто я?», «Зачем я?», «Во имя чего я?».
А вы сами как на эти вопросы отвечаете?
Нас в школе чаще всего учат поиску причинно-следственных связей, и подвигают отвечать на вопросы из категории «Как?», а не из категории «Почему?» И если мы будем чаще задавать себе вопросы «Почему?» - даже если мы не будем получать ответы, ведь на самом деле не всегда ответ является последней точкой, потому что каждый ответ порождает новые вопросы, и иногда даже вопрос, который подвисает в воздухе, важнее чем ответ. И, кстати говоря, искусство является одним из немногих или даже единственным явлением, которое не ставит для себя задачей ответ на вопросы, а скорее поднимает вопросы. Культура посмотрит на всё происходящее и задаст всё новые и новые вопросы, и побудит тем самым всех искать ответы. Именно это и есть движение и развитие нашей цивилизации.
То есть вы видите задачу культуры в поднятии важнейших жизненных вопросов, которые человек сам себе задаёт?
Да. Человек, человечество, какая-то группа людей. Культура и искусство посредством различных жанров и видов деятельности – театра, музыки и иных. И это человек создал своим собственным интеллектом, эволюцией.
Вы с таким жаром рассказываете об искусстве. Почему вы для себя выбрали именно музыку?
С одной стороны, мне, может быть, это было предопределено – мои родители сами музыканты. С другой стороны, меня никто не заставлял. В семье был достаточно демократичный подход к воспитанию, хотя собственным примером родители меня вдохновили. И я принял совершенно осознанное решение. Я прекрасно помню тот момент, когда я понял, что действительно хочу продолжать заниматься музыкой профессионально.
У нас был отчётный концерт на сцене колледжа имени Казенина. После концерта я вышел и осознал, что я бы не хотел, чтобы это был мой последний концерт, и так сформировалось моё решение стать профессиональным музыкантом. Здесь дело даже не в профессиональности – я вообще считаю, что музыкой следует заниматься всем. Я искренне считаю, что отечественная система музыкального образования лучшая в мире.
Давайте отдельно рассмотрим этот вопрос. Музыкальная школа – это восемь лет обучения, во время которых человек два раза в неделю индивидуально занимается с преподавателем. Плюс мелкогрупповые занятия по сольфеджио. Индивидуальный подход – в отличие от общеобразовательной школы. При этом у каждого ученика есть разные предметы: сольное исполнение, которое учит тем ситуациям, когда необходимо принимать ответственное решение; ансамбль, в котором вы исполняете музыку с партнёром, то есть необходимо найти диалог, потому что бывают разные ситуации с партнёрами – в жизни, в семье, но в ансамбле вы должны сплотиться; хор – целый коллектив людей, в котором необходимо понять общий поток и стать его частью и не выделяться. Все три роли настолько отрабатываются и закладываются в музыкальном воспитании, что кем бы человек потом ни стал – приобретённый в музыкальной школе опыт незаменим. Я уже не говорю о таком понятии как полифония, или фуга – если человек знает эти понятия, то у него больше шансов стать хорошим руководителем.
Почему вы выбрали именно классическую музыку?
Я бы не сказал, что именно классическая музыка. Я сторонник следующей идеи: высококлассный продукт, вне зависимости от жанра, всегда достоин внимания и оценки. Да и вообще – что такое «классическая музыка»? Вопрос на самом деле риторический Я не готов однозначно ответить на вопрос: что классика, а что не классика? Вот Beatles – классика?
Классика рок-музыки.
Да, согласен. А когда наступает тот момент, когда мы можем утверждать, что это уже классика? Или что это пока ещё не классика? Давайте возьмём рок-исполнителей или поп-певцов. Удивительная история: несмотря на то, в каком они жанре работают, чем более профессионально они исполняют музыку, тем менее удивляешься при прочтении биографии тому факту, что они учились в музыкальных школах. То есть профессиональное классические академическое музыкальное образование, которые мы закладываем во всей нашей системе, даёт музыканта в комплексе. Исполнитель может пойти в любой жанр, но всё равно будет видно, что он делает свою работу профессионально. Особенно это касается композиторов, которые пишут в разных жанрах.
Нечасто в обществе можно встретить такой взгляд на музыку – что любой качественный продукт должен оцениваться по достоинству. Давайте теперь поговорим о развитии культуры в Кировской области. Если обратить внимание на информационную политику, то можно заметить, что в последнее время ремонтируется множество объектов культуры по всей области. А строятся ли новые?
У нас есть прекрасный инструмент – национальный проект «Культура». Я считаю, что об этом проекте говорят в недостаточной мере. Благодаря этому проекту мы смогли решить ряд проблем и будем решать их дальше. Министерство культуры Кировской области при поддержке регионального правительства реализует важные проекты: например, в этом году мы сделали восемнадцать модельных библиотек. Этот показатель один из лучших в стране. Дома культуры – это приоритет, потому что понятно, что чем отдалённей ДК от областного центра, то он приобретает всё большую значимость для местных жителей, потому что именно они служат отправной точкой для погружения в культурное разнообразие. Я уверен, что с коллегами из районных администраций мы продолжим эту работу.
Сами национальные проекты достаточно новая история. А если сравнить с Советским Союзом, то там модель развития территорий была иная. Можно ли эти модели сравнить? Сейчас наиболее актуальным был бы подход СССР или нынешние нацпроекты?
Я родился в Советском Союзе, но то время пришлось на моё детство. Национальный проект в своём нынешнем виде – история очень прозрачная, открытая, которая позволяет всем гражданам следить и обсуждать ход его реализации. В рамках нацпроекта множество региональных проектов – не только строительство новых объектов, но и модернизация уже функционирующих, повышение квалификации работников культурной сферы. То есть нацпроект настроен не на работу с отдельными частями, а на комплексную работу: строительство, реставрация, улучшение материально-технической базы – закупка инструментов, оборудования, повышение квалификации в лучших ВУЗах страны, которые сотрудничают с министерством культуры страны. Комплексность – это очевидный плюс.
Про комплексность. В рамках нацпроекта образуются «точки роста» в конкретных населённых пунктах, чаще всего районных центрах. А какая судьба ждёт жителей городов и сёл, которым уделяется меньше внимания? Есть ли смысл как-то задерживать людей в их местах проживания?
Мотивировать к этому – да, ведь насильно люб не будешь. Хотелось бы отметить, что по нацпроекту у нас создаются и модернизируются объекты культуры и в сельской местности. У нас ведь ещё есть комплексный проект развития сельских территорий, но это тема не только министерства культуры. Объекты культуры включаются в ещё более глобальные проекты развития территорий и общей инфраструктуры. Механизмы развития территорий существуют. Да, может быть, мы находимся только в начале пути, но мы уже видим результат, причём я бы на этот момент смотрел с оптимизмом.
В прошлом были «кузницы кадров» в районах, когда «звёздочки» поднимались и попадали на телевидение. Сейчас такой механизм существует?
Я бы отметил проблематику данного вопроса как важную. При этом необходимо заострить внимание на вопросе продвижения творческой личности. Это многосторонний вопрос.
С одной стороны, государство должно выявлять молодые таланты. У нас существует система выявления талантов, которая позволяет замечать талантливых людей с самого детства. Детские школы искусств как бесплатные учреждения позволяют проходить обучение уже на конкурсной основе по так называемым предпрофессиональным программам – как только в конце 2012 года у нас вступил в силу закон об образовании, образовательные учреждения в сфере искусства приобрели особый статус – как раз возможность реализовывать предпрофессиональные программы. Именно в них и сконцентрированы особенности, такие как индивидуальный подход, большое количество часов и многое другое. Таким образом, уже в семь или восемь лет уже идёт отбор – не забываем про конкурсный характер поступления в учреждение.
Дальше дети сами решают, что делать с этим образованием – либо оно будет для общего развития, и они станут, как я называю, «профессиональными слушателями» - тоже важный момент, когда человек идёт, допустим, в филармонию и знает, что за музыка там будет играть и о чём она. Если человек принимает решение учиться дальше, то приходит время творческих учебных заведений, которых в нашей области три: колледж музыкального искусства имени Казенина, Художественное училище и Колледж культуры. После этого идёт поступление в творческие ВУЗы.
Система профессионального образования и опеки выстроена. Да, конечно, она идёт из советских времён, но предпрофессиональные программы, которые подчёркивают особый статус детских школ искусств, на данный момент преобладает.
Второй момент, который вы справедливо отметили, это ответ на вопрос: «Как выбиться на сцену?» Я скажу так: институт менеджмента в нашей стране только развивается. Существует система различных конкурсов, грантов – например, конкурс «Молодые дарования России», который проводится Министерством культуры РФ. Уже с раннего детства замечают детей, которые впоследствии часто попадают в эти конкурсы и у них есть все шансы на будущее в искусстве. Если вы сейчас придёте в колледж имени Казенина, то увидите прекрасный пример того, что выпускники колледжа добились успехов в музыке.
При этом я бы обратил внимание на необходимость развития личных качеств. Они также важны. Люди не должны, условно говоря, сидеть на диване и ждать звонка, в котором их пригласят выступать. Мы не можем это не учитывать, и в этом смысле харизматичность и личные качества являются тоже важной составляющей личности в целом. Хотя подчеркну, что наша выстроенная система воспитания и образования в сфере искусства себя уже оправдала и, с моей точки зрения, развивается в правильном направлении.
Во время обсуждения вопросов на семинаре в ВУЗе наша группа и преподаватель обратили внимание на то, что в Кирове есть бесплатные творческие кружки для молодёжи, но про их существование знают далеко не все. Может быть, министерству культуры следует обратить на это внимание?
Мы, конечно, обращаем на это внимание. Как раз в Кирове множество бесплатных музыкальных школ и школ искусств, и есть большое разнообразие культурно-досуговых учреждений – например, Областной дом народного творчества и так далее. Вообще вопрос информационной политики – это тоже дорога с двухсторонним движением. С одной стороны, информация предоставляется различными способами – её ведь никто не утаивает. С другой стороны, информацию нужно принять, и не замыкаться от информационного пространства, ведь никто к вам домой лично не придёт и не расскажет о культурных мероприятиях, проходящих в городе. Может быть, такое возможно в будущем. Я бы хотел призвать читателей активно использовать различные информационные ресурсы – мы следим за наполнением контентом сайтов подведомственных учреждений. Пользуясь случаем, хотелось бы сказать, что у нас есть замечательный проект – «Пушкинская карта». О нём тоже недостаточно говорят, хоть и это незаслуженно. Хотел бы обратиться к коллегам: если вы знаете, каким оригинальным и действенным способом информационную политику министерства культуры дополнить – вообще не вопрос. Мы полностью открыты, я даже прошу написать свой взгляд со стороны или дать совет. Сколько было предложений за четыре месяца, которые я вёл свой телеграм-канал? Немного. И ведь молчание – тоже ответ.
Как органист, можете оценить наш Александровский костёл?
На территории Кировской области находится уникальный орган. Орган всегда строится индивидуально под каждое помещение, либо даже бывает строится помещение под орган. Это значит, что характеристики органа, в том числе акустические, были сделаны за счёт народного бюджета Кировской области непосредственно под то помещение, в котором он сейчас находится. Без всякой возможности разбора и перевозки в принципе, потому что разобрать – собрать орган история очень напряжённая, сложная, и строительство точно такого же строения с точностью в 100% невозможна. Для того периода, когда орган был построен, дорогого стоило для региона. Если посмотреть на карту органов страны, посмотреть на отзывы концертов, проводимых в органном зале, мастеров, как отечественных, так и зарубежных. Органная культура Кировской области уже стала самобытной, и она не может быть исключена из культурной карты области.
А вам не кажется, что Советский Союз вообще какое-то уникальное государство? В самые сложные годы руководство страны уделяло огромное внимание культурной составляющей – даже фабрику игрушек «Весна» открыли в 1942 году. Или вот органный зал.
Я хочу сказать, что задачей современного общества, и наверное наша историческая судьба России в том, чтобы брать лучшее из любого нашего опыта, и не говорить, что «это однозначно плохо» или «это однозначно хорошо». Вообще это примитивнейший подход. Мир не может быть чёрно-белым, если это только не специфический приём кино. И хотелось бы отметить, что происходящие в Европе процессы «переклина» культурно-нравственного направления – это же вообще ни коим образом не похоже на ту Европу, где был Леонардо да Винчи, Ботичелли и все-все мастера той европейской культуры в истинном её смысле. Сейчас не так. И я считаю, что Российская Федерация делает всё, чтобы сохранить и ту европейскую культуру для самой же Европы. Вот наша судьба, наша задача и наша ответственность перед всем человечеством в культурном смысле слова.
А Россия достойна этой роли?
Да, безусловно. Мы её определили исторически: сколько в России проживает народов, сколько культур? Великое множество. У нас потрясающая коммуникация и возможности изучить самих себя. Этим внутренним ресурсом необходимо грамотно распоряжаться, учитывая важнейший опыт Советского Союза. В конце декабря мы будем отмечать столетие образования СССР. Всегда нужно анализировать те уроки, которые нам преподносит история, брать лучшее и ни в коем случае их не терять. И не стесняться изучать историю так, какой она действительно была. Да, чем дальше в историю, тем изучать её сложнее, но культура позволяет её изучить – пусть и осколочно, пусть через некое кривое зеркало.
Про кривое зеркало – я сразу вспомнил о современном искусстве. У меня спрашивают: «А что такое современное искусство?» Высказывается некое презрение к нему, но на это я отвечаю: «Какие мы, такое и искусство».
А в чём причина того, что «современное искусство» такое странное?
Поколения меняются, и изменяется взгляд на мир.
Но поколения менялись всегда, так же, как и взгляд на мир.
Мой взгляд, субъективный и не как министра, но как человека искусства, заключается в следующем. Мы сейчас находимся в творческом поиске. С одной стороны, мы должны сохранить, а с другой стороны – развить. Развитие – это не перечёркивание того, что было раньше. Развитие – это плавное поэтапное присоединение чего-то нового к уже существующему.
Это очень сложный процесс.
Это знаете, из разряда ответа на вопрос «Какого интеллектуального уровня должна быть подача мероприятий учреждений культуры». Я считаю, что есть некая формула, которая сочетает в себе развлечение и просвещение. С одной стороны, понятно, что любое мероприятие является развлекательным – даже посидеть и пофилософствовать тоже является развлечением, пусть и специфическим – но при этом любое мероприятие не должно быть лишено поучения или просвещения. У каждого учреждения культуры и его руководителя есть задача – соблюсти этот баланс, чтобы сохранить публику.
А подвижки в поиске нового вы наблюдаете?
Конечно. Они выражаются в том, что у нас, например, сейчас разнообразные спектакли есть, и концерты в филармонии. Вплоть до того, чего у нас не было никогда: по своей форме, по персональному составу. Вот недавно к нам приезжал Юрий Башмет. При этом после него в филармонии был Гарри Поттер. И в обоих случаях – аншлаг. Всё прошло очень профессионально и качественно, а главное – в рамках жанра. Сочетание профессионализма, морально-нравстенных основ и возможность дать зрителю пищу для размышлений – вот это важно. А не просто под попкорн посмотрел – при всём уважении, потому что есть и такие люди, они развлекаются и имеют на это право.
Тогда следующий вопрос. Сочетание государственного заказа и творчества в сфере культуры: на ваш взгляд, должно ли искусство входить в какие-то рамки? Прошу на этот вопрос ответить не как министр, а как человек искусства.
В каждом культурном учреждении есть художественный совет, который отслеживает профессиональную составляющую. При этом, у каждой нашей площадки есть статус. Вот например театр у нас академический – понятно, что предполагается, какого вида и уровня в нём должны проходить постановки. Так же и с филармонией. То есть государственные учреждение уже в своём названии отвечают на вопрос культурной составляющей. Было бы странно, если бы вы пришли в филармонию, а там будет «Comedy Club», причём в худшем варианте. При всём при этом где-то «Comedy Club» должен быть, но в соответствии с действующим законодательством.
Вопрос про ваш телеграм-канал. Я так понимаю, что у вас свободного времени не так много. А где вы находите мотивацию этим заниматься? И какая у этой активности цель?
Есть такая категория людей, и я себя к ним отношу. Если у вас есть что сказать, есть чем поделиться, и если вы этого не сделаете – вы не будете спать. Наверное так. Я хочу, чтобы представление о культуре было наиболее полным. И я хочу, чтобы те люди, которые делают выводы, делали их на основе широких и объективных знаний. В том числе и о проблемах. Вот к примеру анекдот.
- Вчера Паворотти что-то плохо пел.
- А ты слышал?
- Нет, мне Гоша напел.
Кстати, вас, журналистов, это и отличает от блогеров. Проверенная, наглядная информация. Поэтому хочется делиться моментами, которые важны. В том числе и проблемными.
А вот прямо здесь и сейчас есть у вас то, чем бы вы хотели поделиться? То, о чём ещё не рассказывали в своём телеграм-канале? Какой-то животрепещущий вопрос.
Если отвечать на этот вопрос, исходя из того небольшого периода времени, который я провёл на посту министра культуры, то ответ будет следующий. Я считаю, что мы достойно провели театральный фестиваль «На семи холмах», и будет второй, если всё сложится. Я считаю, что у нас был прекрасный ряд премьерных выступлений в филармонии благодаря новому составу. Я считаю, что у нас было принято немало важных кадровых решений. Я верю, что мы уже видим результат этих решений. Я очень рад, что коллеги из районов активно подключаются к нацпроекту «Культура», и нам удалось при формировании бюджета на 2023 год заложить средства на реализацию проекта. И самая главная задача, стоящая перед нами, это подготовка к празднованию 650-летия Кирова – проект межотраслевой, и культура здесь тоже будет занимать не последнюю. Хотелось бы призвать поддержать подготовку своими положительными эмоциями, потому что это беспрецедентный проект для города и области. Мы стараемся подготовить множество важных проектов, чтобы люди смогли насладиться.
Давайте поговорим лично о вас. Вы можете себя назвать религиозным человеком?
Да, могу.
Православие?
Без комментариев (улыбается). Я бы сказал, что я верующий. Кстати, атеист – тоже верующий, он верит, что Бога нет (смеётся).
Не обязательно.
Никто не доказал, что Бога нет, равно что никто не доказал, что Бог есть. И те, и те верят в истинность своих суждений.
Какой бы вид искусства вы для себя поставите на первое место?
Мне сложно объективно ответить на этот вопрос. Могу снова сказать, что любой продукт, сделанный качественно, имеет все права на жизнь и признание. Более того, ведь виды искусства взаимно дополняют друг друга: кино невозможно без музыки, и может быть, музыка в своём дальнейшем развитии не так уж и будет независима от кино. Я за комплексный подход – допустим, взять XVI век и изучать его всесторонне. К тому же, все виды искусств и наук очень много соприкасаются друг с другом. Музыка – это чистая физика: нота «ля» - это 440 герц. Многие поражаются гениальности да Винчи – мол, так не бывает, что человек проявляет себя в стольких видах искусств и наук. А может быть, так и должно быть? И человеку следует заниматься дополнительным образованием помимо основного – попробовать и так, например.
Можете назвать музыкальные произведения, которые следует послушать каждому человеку?
Номер один. Бетховен, «Симфония №9». Перед тем, как послушать, нужно почитать про неё. Вообще, что такое симфония? Чем отличается «Симфония №9» от всех симфоний, которые были когда-то сочинены до этой симфонии? Что такого интересного Бетховен предложил современному ему слушателю? Это грандиозное произведение. Это хороший пример мировой классической музыки.
Номер два. Чайковский, «Симфония №6». Тоже с фактами об авторе и произведении.
А как вы считаете, стоит ли читать объяснение данных произведений? Или слушатель должен вкладывать свои смыслы в произведение?
Я как раз отметил, что факты нужно узнавать исторические. Знаете, как иногда говорят музыковеды: «А что имел в виду автор?» Я к этому вопросу отношусь скептически, и приведу два примера. Первый пример из моей личной жизни.
Был такой композитор Сергей Михайлович Слонимский, профессор Санкт-Петербургской консерватории. Я – исполнитель одного из его произведений для органа. И вот я его играл, разбирал произведение. И вдруг меня посетила мысль: «А подойду-ка я к Сергею Михайловичу и спрошу, какой его взгляд на произведение и исполнение».
Так вот, я выбрал день и пришёл к нему на беседу. Поздоровался, говорю, что являюсь исполнителем его произведения «Токатта для органа». Мы разговаривали в коридоре, органа под рукой не нашлось (улыбается). У нас произошёл следующий диалог:
- Что вы, как композитор, хотели бы от исполнителя этой музыки?
- Здесь вот так, здесь вот так, здесь сами решите. Вы же профессиональный музыкант, что я вам, буду говорить, как исполнять? И вообще, я не люблю эту музыку, - отвечал Сергей Михайлович.
Хотя я когда к нему шёл, у меня было ощущение, что я иду к Баху. Поэтому я считаю, что далеко не обязательно думать над авторской задумкой.
Второй пример. У одного известного пианиста как-то после концерта спросили:
- Вы так блестяще сегодня сыграли! О чём вы думали во время исполнения? Какие у вас были эмоции?
- Я думал о том, выключил ли я дома утюг.
И я для себя вопроса о смысле произведения не ставлю. Этот вопрос как раз из разряда того, что сам вопрос важнее ответа. Мы сами должны искать смыслы.
Насколько сложно было перестраиваться из творческого мышления в рамки управления, административной работы? Завершился ли этот переход и были ли он вообще?
Мне в этом помогла «Фуга» Баха. Процесс всегда идёт, завершение процесса означает одно – что человека больше нет. Конечно, когда занимаешься управленческой деятельностью, нужно очень много знать: законодательство, материально-техническую базу, необходимо дополнительное образование. И все сотрудники министерства люди разные, яркие, преданные, страстные. Страсть нельзя недооценивать – конечно, в хорошем смысле слова. Мы открыты новым знаниям, иногда я понимаю, что я в своё время что-то упустил, и приходиться доучиваться, узнавать новое. Всё поправимо.
Давайте ещё раз вернёмся к музыке. Вы уже отмечали, что являетесь поклонником джаза и рока. Каких исполнителей слушает министр культуры?
Здесь очень важно сочинение и исполнение. Можно плохо исполнить гениальное произведение, а можно гениально исполнить не очень перспективное произведение. Я бы отметил, конечно, The Beatles, «Imagine» - мировая классика. Мне было интересно наблюдать за Земфирой – это уровень и исполнительский, и личностный. Это своя история. С профессиональной точки зрения мне в своё время было очень интересно наблюдать – в годы, когда она была на пике. Из современных исполнителей сложно отметить что-то яркое и незаурядное, но то же шоу «Голос» посмотришь и видно – что-то интересное проскакивает. Здесь крайне важна роль наставника и педагога: человека можно развить, а может случиться и наоборот.
В интернете встречаются подборки в духе «Пять концертов, которые нужно посмотреть каждому». Можете привести свои примеры? Давайте ограничимся тремя.
Есть очень интересный концерт «Еhree tenors: Pavarotti, Domingo, Carreras». Даже любой из концертов, где они втроём. Их легко найти.
Ещё стоит посмотреть отрывки концерта с дирижёром Санкт-Петербургской филармонии Евгением Александровичем Мравинским. В интернете не так много записей с концертом, но найти можно. Даже если с репетиций.
Также меня восхищают любые выступления и перфомансы Андрея Миронова.
Ваша любимая книга?
«Мастер и Маргарита». Книга, не автор.
Спасибо, Даниил Львович.
Фото: kkmi.ru, rsvk.cz, indicator.ru, kirovorgan.ru, новаябиблиотека.рф, culturavrn.ru, телеграм-канал Даниила Дворцова.