Следите за новостями:

В художественном музее показали «Кружево Вятской земли»

Выставка посвящена 130-летию кукарской школы кружевоплетения.

17.11.2023 10:41

2325

  Мария Веселкова
В художественном музее показали «Кружево Вятской земли»

В Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых открылась выставка «Кружево Вятской земли», приуроченная к 130-летию кукарской школы кружевоплетения.

Выставка раскрывает этапы развития промысла с конца XIX по начало XXI века на примере работ знаменитых кружевниц и неизвестных мастеров. Экспозиция объединила более ста произведений коклюшечного кружева конца XIX – начала XX веков, среди них уникальные предметы, которые недавно вернулись из реставрационных мастерских: панно, скатерти, предметы дамского гардероба и украшения интерьера.

Первое письменное упоминание о вятском кружеве появляется в рукописи Императорского географического общества в 1849 году. Но его рождение относится к более раннему периоду и связывается с появлением в тех краях в начале XVIII века беглого плотника, учившегося своему ремеслу в Голландии. Его жена-голландка обучила местных женщин слободы Кукарка искусству плетения кружева. Слобода и окружающие её селения долгое время оставались единственным «кружевным» центром на Вятке.

Первый раздел выставки представляет изделия неизвестных мастериц конца XIX – начала XX века. Второй раздел посвящён развитию кружевного искусства с послереволюционного времени до начала XXI века. Это изделия известных художников по кружеву А.А. Гужавиной, В.И. Смирновой, А.Ф. Блиновой, Е.П. Куприной. На выставке можно увидеть сколки вятского кружева и альбом с изделиями, которые создавались на фабрике строчевышитых и кружевных изделий имени 8 Марта. В рамках параллельной программы выставки пройдут экскурсии и мастер-классы для детей и взрослых, а также лекции о знаменитом промысле. Выставка будет работать до 11 февраля.

Вместо послесловия

После революции история вятского кружева вышла на новый этап. В 1918 году слобода Кукарка была переименована в город Советск. На базе бывшей земской школы была открыта новая школа с двухгодичным сроком обучения. Через год здесь появилась первая артель кружевниц. В 30-е годы кружевной промысел испытывал небывалый подьём. Изделия, сплетённые в Советске, пользовались спросом не только внутри страны, но и за её пределами, учувствовали в многочисленных выставках.

Налаженную жизнь и производство оборвала Великая Отечественная война. После войны, в 1946 году, в Советске открылась профтехшкола кружевниц. В 1958 году при фабрике кружев, как стала называться артель, была создана художественная лаборатория, которую возглавила мастерица Анна Александровна Гужавина, единственный художник предприятия, по чьим сколкам плелись все кружева. Благодаря её работе повысилось качество кружева и его художественные достоинства.

В 1964 году советское предприятие стало частью Кировской фабрики строчевышитых и кружевных изделий имени 8 Марта. В 70-80-е годы на фабрике сложился удивительный творческий коллектив художников, модельеров. Разрабатывались новые модели повседневной одежды, плоскостных изделий с использованием обычных материалов - сукна, льна с лавсаном, шёлка в сочетании с кружевом и вышивкой. Фабрика росла, коллектив увеличивался за счёт прихода молодых художников - выпускниц художественного училища имени М.И. Калинина. Многие из них стали членами Союза художников. А Вера Ильинична Смирнова и Анфиса Фёдоровна Блинова - ведущие художники промысла в 1970-е годы, были удостоены звания лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина в 1983 году.

Судьбы этих двух разных женщин схожи между собой. Обе окончили кружевную школу и Московское художественное училище имени М.И. Калинина. А.Ф. Блинова после окончания училища работала в Советске, была начальником ОТК, главным инженером, начальником отделения до 1969 года. Вера Ильинична после окончания училища попала в Вологду по распределению, работала в ГПТУ, где готовила кружевниц для вологодской «Снежинки». В 1964 году переехала в Киров, поступила на фабрику строчевышитых изделий имени 8 Марта художником по кружеву. Анфиса Фёдоровна и Вера Ильинична много лет работали над мелкими изделиями для массового производства: воротниками, вставками. Но кроме «массовки» создавали косынки, салфетки, пелерины и шарфы, большие панно и занавесы. Обе мастерицы регулярно обращались к патриотической теме, создавали панно, прославляющие советское государство, такие как «30 лет Победы», «Вместе дружная семья», «Россия».

Е.П.Куприна продолжила традиции вятского кружева, заложенные А.А.Гужавиной, В.И. Смирновой, А.Ф. Блиновой. Елена Петровна приехала в Кировскую область в 1977 году после окончания Московского художественного училища имени М.И. Калинина и начала работать на фабрике имени 8 Марта художником по кружеву. Постоянное увлечение природой, зарисовки с натуры растительных мотивов (цветы, листья, травы), а также изучение образцов в фондах музеев обогатило её творчество и создало мощный фундамент для развития художника. Творческий эксперимент присущ каждой её работе. Она обращается к различным по ассортименту вещам. Плетет тематические панно разных размеров и форм, крупные скатерти, салфетки, воротники и оплечья, косынки, жилеты, душегреи. В 1996 года Елена Петровна уходит с фабрики, с 1998 года становится свободным художником, сочетая творческую деятельность с педагогической.

На рубеже XX-XXI веков для вятского кружева наступили непростые времена. Распался коллектив художников, не стало творческой лаборатории кружева на фабрике имени 8 Марта в г. Кирове. Но интерес к данному народному промыслу не пропал. В Советске продолжается обучение искусству кружевоплетения в техникуме промышленности и народных промыслов, работают небольшие предприятия в Кирове и области. Вятское коклюшечное кружево остаётся одним из ведущих народных художественных промыслов Кировской области.

Фото: Мария Веселкова.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Оперативная информация в удобном формате.

Подпишитесь на нас в: Google Новости Яндекс Новости