Кировский драмтеатр порадовал блистательной премьерой
И доказал, что пьесы А.Н. Островского по-прежнему актуальны.
В Кировском областном драматическом театре прошла премьера спектакля «На всякого мудреца довольно простоты». Одноимённая пьеса была написана Александром Николаевичем Островским в 1868 году и с тех пор не сходит с отечественной театральной сцены. Трагикомическая история о молодом человеке, мечтающем пробиться в высшее общество путём нехитрых манипуляций, подхалимства и низкопоклонничества, не оставила публику равнодушной. Зрители были очарованы яркими актёрскими образами, а острая сатира и широкий круг философских проблем заставили задуматься над животрепещущими вопросами бытия.
Работу над постановкой спектакля в кировском драмтеатре начал заслуженный деятель искусств России Михаил Мамедов, к несчастью, ушедший из жизни в июле 2023 года. Окончательная редакция была представлена художественным руководителем театра Игорем Лысовым. Комедия стала настоящим украшением репертуара Кировской драмы и достойным реверансом к 200-летию со дня рождения великого русского драматурга.
Создатели назвали постановку «бестолковой комедией» неслучайно. Резкая и едкая сатира на двойные стандарты высших сословий XIX века должна была стать увеличительным стеклом, раскрыть обществу глаза на нравы и кривые постулаты - но, к сожалению, толку не было как тогда, так и в наше время. Типичность образов и утрирование их характеров ярко демонстрирует комичность действия, а преувеличения и шаржирование заставляют зрителя чувствовать нелепость происходящего на сцене. Тем не менее, такие приёмы только подчёркивают серьёзность поднятой в пьесе проблемы.
Режиссёр мастерски высмеивает все столпы, на которых покоилось общество: недалёкие чинуши, их капризные жёны, питающие слабость к протекции молодым и красивым мальчикам, охотливые до славы солдафоны, псевдонабожные франтихи, беспринципные карьеристы, подхалимы и приживалы разного толка, девушки на выданье, мечтающие поскорее выйти замуж и жить сыто, весело, с огоньком. Все образы просты, прозрачны и понятны каждому даже в нынешних реалиях.
Социально-политическая острота комедии представлена в смехотворной форме, нравственное воспитание и вовсе задвинуто на второй план. Главный персонаж пьесы готов идти по головам ради достижения собственного блага. Амбиции юного Егора Глумова вызывают восхищение - только вот методы их достижения весьма оппортунистичны. У беспринципного авантюриста, безусловно, есть потенциал и ряд талантов. Он – прекрасный психолог, обворожительный льстец и искусный обманщик.
Несмотря на алчность и лживость персонажа, герой не вызывает отрицательных эмоций, зритель проникается к нему симпатией. Сам Глумов с первой сцены чётко поясняет свою доктрину мира: «Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями». Лихой и удалой Егор Дмириевич прекрасно справляется с поставленной задачей, проводит настоящий мастер-класс по подхалимству и поиску ключей к душам людей различных взглядов и положений.
Как известно, от осинки не родятся апельсинки, поэтому и маменька отлично подыгрывает сынку. Неприметная особа способствует продвижению кровинушки по карьерной лестнице, умело поддакивает, подлизывается и подстраивается под собеседников в великосветских беседах. Высшее общество, конечно, умом не блещет и живёт по принципу «ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад».
Дальний родственник Глумова Нил Федосеевич Мамаев плывёт от сладостных речей племянника, радуется его бескорыстию и добровольно вводит героя в круг своего общения. Его супруга Клеопатра Львовна, изголодавшаяся по «молодой крови», не скрывает заинтересованности к пылкому Егору Дмитриевичу. Женщина не просто намекает на низменные потребности своей плоти, она буквально ползает перед молодым человеком и тащит в свои объятья. Моральные ценности в семье Мамаевых, очевидно, не в почёте, ведь Нил Федосеевич изначально не скрывает, что квартирку Глумова планирует снимать для случайных утех, а самому герою предлагает проявить больше ласки и внимания к собственной жене. В спектакле в принципе нет высокоморальных и искренних персонажей, каждый раскрывается с самых неприглядных сторон с первых минут появления, обнажая свои пороки.
Непомерная щедрость Софьи Игнатьевны Турусиной к странникам и нищим должна бы вызывать уважение, вот только и она вовсе не от душевной доброты. Показная набожность и милосердие богатой вдовы с лихвой компенсируется любовью к сплетням и гаданиям, не гнушается женщина и прелюбодеяниями. Философия у Турусиной проста: любой грех будет прощён, потому что в итоге она покается. В лице Софьи Игнатьевны режиссёр высмеивает весь показной мистицизм, присущий нынешнему обществу: богобоязненная «мадам» даже судьбу племянницы доверяет какой-то бабке - гадалке с улицы. Да и как может быть по-другому, если и сама Машенька настолько пустоголова и легкомысленна, что считает замужество развлечением, где она будет «грешить и каяться».
Таким же поверхностным предстаёт перед зрителем и очень важный господин Крутицкий. Несмотря на своё высокое положение, он ведёт себя в момент приёмки трактата, который пишет за него находчивый Глумов, как несмышлёное дитя. Взрослый дядька жеманничает, хихикает и шаловливо дёргает ножками, предчувствуя восторг и славу, которую принесёт ему чужой труд. Иван Николаевич Городулин и вовсе мечется от барышни к барышне с одним букетом, лишь бы возобновить любовную связь, как в старые добрые времена. Интимные дела с бывшими зазнобами Мамаевой и Турусиной не складываются, дамы грезят только о молодом, перспективном Егоре Дмитриевиче. Раздражённому сударю не остаётся ничего иного, как в злобе сдаться и ретироваться.
Единственным нейтральным персонажем становится человек богатых господ Григорий. Смешной и ироничный прислужник лихо щеголяет в редких выходах, чтобы объявить о прибытии гостей. Тем не менее, его персонаж настолько комичен и харизматичен, что невозможно не умилиться этой простоте и издёвке над своими хозяевами. Гусар Курчаев и его друг Голутвин совершенно неприятны и очевидно глупы. Их тандем абсолютно не вписывается в высший свет, хотя и разбавляет общество толстосумов, жадных до заискиваний и лести. И если Курчаев - совершенный олух, то Голутвин - почти тайный кардинал, несмотря на своё плебейство. Персонажу хватает мозгов для шпионажа и дальнейшего шантажа оступившегося Глумова. Вымогатель умело обводит вокруг пальца главного героя, который не смог предсказать такого поворота событий, даже несмотря на весь свой ум и смекалку.
Из-за таких нехитрых манипуляций всё тайное становится явным, Егор Дмитриевич лишается возможности продолжать юлить и бросается на амбразуру. Когда иного выхода нет, ему остаётся только честно признаться и уже, глядя в глаза новому окружению, открыто указать на все недостатки.
Смелый поступок Глумова вызывает лишь смех у всех участников действа, они прекрасно понимают, что в личном дневнике герой писал в саркастическом ключе чистейшую правду о каждом. Но такое общество играет по другим правилам, поэтому неугодного обманщика нужно наказать, а потом вернуть в свои объятья. С позором герой убегает в зрительный зал, его манят и зовут обратно, и он рад бы вернуться, вот только глухая стена опускается перед авансценой и навсегда отделяет молодого человека от мечты попасть в высший свет. Только тогда до Егора Дмитриевича доходит наконец понимание происходящего: картонные фигуры на сцене никогда больше не превратятся в благоволивших ему господ. Обман раскрыт, игра окончена, таких проступков не прощают.
Режиссёр пытается раскрыть вопрос человеческой морали, показывает на примере главного героя насколько имеют место в обществе любого времени льстивость, заискивания, раболепство и прислужничество. Глумов, рискнувший вырваться из оков бедности и решивший поставить на кон всё, не находит лучшего способа быстрого карьерного и финансового роста, чем обман и торговля собственным умом. Великий комбинатор просто не готов к долгому, кропотливому и тяжкому восхождению на пьедестал востребованности и благополучия, ведь нужно здесь и сейчас «полюбить – так королеву, выиграть – так миллион». А был ли у него другой шанс взобраться на эту высоту? Большой вопрос.
С первой сцены мы видим бедственное положение и отрезанность героя от вожделенного мира. Деревянная стена отделяет узкий кусок пространства на авансцене, Егор Дмитриевич безуспешно скребётся об неё, но всё тщетно. Мы понимаем, что это и есть его маленькая квартирка, где один стул и стол – все помощники. Когда же преграда поднимается, перед героем открывается настоящая роскошь свободы, пространства и воздуха. Шикарные хрустальные люстры, мягкая тахта, большой обеденный стол на десяток персон, громадные окна в дивный сад – элементы сценографии, кричащие о недоступном ранее будущем, становятся действительностью.
Счастливый билет уже в кармане Глумова, остаётся только довести дело до конца. И он мимикрирует под окружающую среду с помощью любых доступных вещей. Герой носит сюртук небесно-голубого цвета, который не привлекает особого внимания и не бросается в глаза. Именно такой оттенок в образе предпочитают люди, обладающие незаурядным интеллектом и творческими способностями: ради достижения цели они способны трудиться день и ночь. Другие герои носят иные, яркие и кричащие костюмы, на их фоне образ Глумова непримечателен и ассоциируется с серой мышкой, готовой подстроиться под любую ситуацию. Но это скорее плюс: он единственный здравомыслящий человек в обществе самовлюбленных консерваторов и недалеких модниц.
Самым аляпистым выглядит одеяние богатого барина Мамаева. Красные, оранжевые, бордовые и жёлтые цвета подобраны так, что большого человека видно сразу и издалека. Накладное пузо превращает героя в настоящего борова и раздутого франта в клоунском костюме. Клеопатра Львовна Мамаева горит желанием покорять мужские сердца, поэтому выглядит крайне элегантно. Светлое платье дополняет массивная баска фиолетового цвета, который ассоциируется с угасанием, старостью, печалью и ностальгией. Это совпадение неслучайно, ведь дама отчётливо демонстрирует своё нежелание стареть и уходить в тираж.
Софья Игнатьевна Турусина появляется в ярко алом платье, без намёка на своё вдовство. Этот активный и даже агрессивный цвет просто кричит о страсти и энергии героини, а также о сексуальности, которую она излучает в сцене с Городулиным, лёжа на столе. Её племянница Машенька, напротив, предпочитает спокойный зелёный наряд. Такой цвет говорит о дружелюбии, он свойственен людям не склонным к конфликтам и ссорам: возникающие проблемы они решают путём компромиссов и уступок. Так и Маша не готова идти против тётушки и согласна с любым её решением касательно своей женитьбы. Действительно интересным и ярким пятном выделяется широкой и длинный красный шарф на неприметном Голутвине. Очевидно, он символизирует тот хомут, который он повесит и затянет на шее Глумова. Можно сказать, что этот шарф символически и задушит все планы и мечты главного героя.
Комедию о молодом, амбициозном и предприимчивом обманщике театральная общественность Кирова приняла благосклонно. Классический спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» получился действительно интересным и познавательным для всех поколений. Приятное ощущение профессионализма режиссёра и постановщиков, запоминающиеся сцены, музыкальные композиции в живом исполнении артистов добавили зрителям воодушевления, и они с энтузиазмом обсуждали увиденное после просмотра. Постановка на злобу дня обещает плотно обосноваться в репертуаре кировского драмтеатра на долгие годы, и несмолкающие овации на премьере стали явным тому подтверждением.
Фото: Кировский драмтеатр.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Оперативная информация в удобном формате.