Курьезные коммерческие выставки чепецкого музея прошлых лет
О них вспомнили его сотрудники в день рождения любимого горожанами очага культуры
25 августа далекого 1960 года был создан Кирово-Чепецкий общественный краеведческий музей. Его нынешние сотрудники, по традиции, в день рождения музея обращаются к истории любимого горожанами очага культуры. И вот что они рассказали на этот раз.
Оказывается, весьма непростыми для музея были 2000-е годы. Перебравшись в 1999 году из ДК «Янтарь» в отремонтированное помещение на проспекте Мира, 3, работники музея долго собирались с силами, чтобы сделать хотя бы самую несложную экспозицию.
"Ободрано репище"
Материальную оснащённость музея того времени очень точно передала смотритель и мудрая женщина с крестьянскими корнями, работавшая здесь в самые непростые годы, Раиса Смоленникова. «Ободра́но репище», - говорила она, вспоминая музей начала 2000-х годов. Выживать культурному учреждению в те годы помогали коммерческие выставки, колесившие по всей стране. Работать с ними было хлопотно, но зато музею доставались кое-какие денежки. На них можно было прикупить необходимое оборудование.
Музей и члены антигитлеровской коалиции
Очень популярными в то время были выставки восковых фигур. Впервые такая выставка прибыла в Чепецк из Санкт-Петербурга в 2003 году. Она заняла сразу два музейных зала. В одном из них находились исторические персонажи. Здесь можно было увидеть глав государств антигитлеровской коалиции: Сталина, Рузвельта и Черчилля - с неизменной сигарой. Неподалёку был Хрущёв с початком кукурузы в руке. Находился здесь и 2-х метровый Пётр Великий. А открывала экспозицию исторических деятелей прошлого - княгиня Ольга, первая из правящих особ на Руси, принявшая христианство.
В качестве антигероя, вспоминают сотрудники музея, в эту компанию затесался бесноватый фюрер. Некоторые посетители не отказывали себе в удовольствии сфотографироваться рядом с ним, замахнувшись кулаком, изображая намерение разбить его восковую физиономию. Смотрители музея всерьез опасались за сохранность этого экспоната.
Трагедия царской семьи
Во втором зале располагалась масштабная сцена, посвящённая расстрелу царской семьи. Она производила очень тягостное и удручающее впечатление на присутствующих. В этой части выставки постоянно происходили какие-то эксцессы. К примеру, одна посетительница заползла за барьер, ограждающий фигуры, дабы её увековечили распростёртой на полу среди фигур членов поверженной царской семьи.
И в этом, и в другом зале люди постоянно падали в обморок. Так что пузырёк с нашатырным спиртом был всегда наготове. Данная выставка стояла в музее около трёх недель. Его работники трудились на износ. Особенно досталось старшему научному сотруднику В.Л. Северюхину и главному хранителю Е.Н. Загайновой, которым пришлось выполнять функции экскурсоводов. В день на каждого из них приходилось по 15 (!) экскурсий. Наплыв народа был такой, что уже через несколько дней были наняты ещё два человека (школьный библиотекарь и журналист). Таким образом, с посетителями выставки стали работать четыре экскурсовода. Пока двое вели экскурсии (разные залы это позволяли), двое отдыхали. Затем менялись. После этой выставки восковых фигур приезжали и другие, но такого ажиотажа вокруг них уже не было...
Коллекция Кунсткамеры
К разряду коммерческих выставок, побывавших в чепецком музее в те годы, относилась так называемая «живая природа», выставки голограмм и некоторые другие.
Из них на первом месте по уровню зрительского интереса, стояла анатомическая коллекция заспиртованных патологий человеческого организма. Она рекламировалась как коллекция Кунсткамеры. Сотрудники музея по доброй воле в выставочный зал даже не заходили, а вот посетителей по-прежнему было очень много. Однажды сюда приехала даже целая свадьба. Отгуляв первый день, на второй гости вместе с молодыми заявились в музей расширять свой кругозор.
О выставках живой природы
Особенно много было хлопот, когда в музей привозили тараканов, пресмыкающихся, рыбок, бабочек, кроликов. Сборы были хорошие, но последствия – ужасные. После некоторых выставок неделями не возможно было избавиться от специфического запаха. Стены часто требовали перекраски, а подсобные помещения – генеральной уборки. Выставок голографических картин было немного. Они всегда были тщательно скомплектованы воочию показывали синтез оптической науки и художественного творчества, совместную работу учёных, конструкторов и художников.
Экскурсоводы и в китайцев переодевались
Необычная для Кирово-Чепецка выставка открылась в музее в декабре 2004 года под названием «В стране цветущего лотоса». С помощью произведений китайского декоративно-прикладного искусства зрителям был представлен удивительный мир Востока. Автор выставки, житель города Глазова, китаец Ван Хуафань подготовил красивое открытие выставки с чайной церемонией. В течение месяца музей просто благоухал разными ароматами, так как для создания соответствующей «атмосферы» постоянно возжигались благовония. Тогда же сотрудникам музея пришлось немного «окитаиться». По просьбе В. Хуафаня экскурсоводы на время экскурсий включали в свой гардероб предоставленные им элементы традиционного китайского костюма.
В общем, вспоминают старожилы музея, в те годы довелось повидать всякое.
***
Впоследствии подобные выставки было решено больше не принимать. Потому как они не отвечали задачам, стоящим перед учреждением культуры. Музей все-таки должен быть музеем. Но тот период выставочной деятельности его сотрудники не забыли, а, наоборот, часто вспоминают как бесценный опыт.
Фото: музей города Кирово-Чепецка