Следите за новостями:

Тайны особняка Ивана Репина и история вятских народных промыслов

Погрузимся в атмосферу особняка после его длительной реконструкции

23.02.2025 17:12

2350

  Екатерина Орлова
Тайны особняка Ивана Репина и история вятских народных промыслов

Одним из ключевых центров культурной жизни Вятки являлся дом купца Репина, расположенный на восточной стороне улицы Владимирской ныне Карла Маркса, которая в начале лета вернет свое прежнее историческое название. Данное здание также известно как «Репинский особняк».

История здания начинается в далеком 1815 году, и в этом году зданию исполнится уже 210 лет. Целая история, не правда ли? Получается, что особняк на Вятской земле существует больше двух веков. Построено оно было по образцовым фасадам №57 столичного архитектора из Санкт-Петербурга для купца Репина. Позже долгое время этот особняк принадлежал семье Репиных. А в 1871 году здание было куплено Яковом Прозоровым, еще одним интересным и известным человеком в нашем городе. Он являлся купцом первой гильдии. Яков купил этот особняк с целью создания приюта для детей бедных горожан Вятки. С этого времени начинается история, как менялось внутреннее убранство здания. Оно было переделано под приют. А с 1895 по 1900 год здание сдавали в аренду для железнодорожного управления, когда строилась Пермь-Котласская железная дорога. После чего вновь появился тот же самый приют, который находился здесь практически до революции. А в годы Первой мировой войны в некоторых помещениях этого здания располагался лазарет. Обычная история под военные нужды того времени.

Все меняется в 1918 году. Это тот момент, когда здание становится одним из главных художественных центров и главных символов культурной жизни Вятки. Это здание было передано Губернскому музею искусства и старины. Чуть позже оно объединилось с Художественно-историческим музеем, который являлся детищем Вятского художественного кружка в 1910 году. Кружок создал этот музей по инициативе братьев Кузнецовых. Эти две коллекции объединились, и первая их совместная выставка прошла 2 февраля 1919 года. С этого самого момента музей называется Художественный. На протяжении всего XX века он является культурным центром Вятки.

Напомним, что в 2007 году особняк был закрыт на реставрацию.. А точнее, реконструкцию, как поправляют работники особняка. Считается, что реставрация предполагает восстановление исторического облика. Исторического облика в полном понимании этого слова здесь быть не могло. Репинский особняк вновь открыл свои двери для всех ценителей искусства в качестве музея, как это было в истории, лишь 7 февраля 2025 года. Сейчас в особняке на первом этаже находится постоянная экспозиция, посвященная вятским народным промыслам — культуре нашего региона. А на втором этаже здания расположилось западно-европейское искусство: декоративно-прикладное искусство и живопись.


А сейчас предлагаем заглянуть внутрь особняка в настоящее время и приоткрыть завесу того, что там происходит. Зал «Сказка Дымковской Слободы» встретит вас на первом этаже здания. Ведь дымковская игрушка, вятские промыслы — один из самых узнаваемых, «брендовых» промыслов, хотя в определенный период был на грани исчезновения в начале XX века. Здесь вы сможете увидеть дымковскую игрушку абсолютно в разных обликах. Оказывается, что в коллекции Вятского художественного музея имени Васнецовых более 3500 тысяч предметов дымковской игрушки, что является самой большой коллекцией в России. Ну ведь оно и понятно, так как дымковская игрушка — это символ Вятки.

Вятский промысел дымковская игрушка зародился еще в XIX веке. В этот период он был очень популярен. А в начале XX века большую популярность приобретает гипсовое производство, гипсовые статуэтки, и многие мастерицы уходят именно в это направление. Работа с гипсом была значительно проще: существовали формы, по которым можно было отлить, не было необходимости месить глину и вручную лепить фигурки. Интересный факт, что гипсовое производство кормило, а дымковская игрушка не приносила столько денег.

В 1908 году Алексей Деньшин, будучи 15-летним юношей, начинает делать зарисовки дымковской игрушки, в частности Анны Афанасьевны Мезриной. Именно эта дама становится ниточкой, соединяющей XIX век и то развитие дымки, которое будет, в своем роде расцветом данного промысла.


Фото: /pastvu.com

Алексей Деньшин — это человек, который не только спас дымковский промысел, но и вообще изучал наши вятские народные промыслы. Он делал очень много зарисовок и был углублен в данную тему. Будучи еще совсем юным, он посещает у своего педагога Ивана Федоровича Федорова воскресные курсы по рисованию, куда его педагог приносит различные предметы народного промысла. Причем гипсовые изделия и имитацию дымковской игрушки он не приносил. Только оригиналы. Своих ребят он учил отличать народный промысел настоящий от суррогатов и повторений. Этим самым Федоров прививал вкус своим ученикам. В свою очередь, Алексей Деньшин был поражен многообразием красок, богатой палитрой, которая представлена в дымковской игрушке. Он очень хотел познакомиться с мастерами, и для этого даже совершает путешествие в Дымку, где пытается узнать, кто занимается этим. Ему сообщают, что нужна ему Анна Афанасьевна Мезрина, и он находит ее. Алексей был шокирован тем, что он увидел: красивая, яркая дымковская игрушка никак не сочеталась с покосившейся ветхой избушкой и бедными условиями, в которых проживала Мезрина.


Фото: kirov-artmuzeum.ru

Именно с этого момента он начинает делать зарисовки глиняных игрушек потомственной мастерицы Анны Мезриной в слободе Дымково. Благодаря ему возвращаются те самые династии - Пенкины, Кошкины и другие. Дымка — это история династий. Те секреты, которые бережно хранятся, передавались из уст в уста только своим близким, своим детям. Деньшину удается вернуть эти династии в промысел. А сам он продолжил свой путь в 1913—1915, обучаясь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у крупных мастеров, как Н. А. Касаткин, А. Е. Архипов, А. М. Васнецов, С. В. Малютин. Дымковскую игрушку он отвозил и в Москву и Санкт-Петербург, всячески содействуя некой пропаганде данного промысла. Уже к 1930-ым годам дымковская игрушка становится узнаваемой настолько, что начинаются выставки не только в России, но и за рубежом. Работы Анны Афанасьевны Мезриной принимали участие в выставках Парижа и Нью-Йорка.

В Репинском особняке вы сможете познакомиться с работами талантливой мастерицы Анны Мезриной. Например, там можно встретить фигурку медведя с бубном. Это история про цирк. Такая композиция появилась из воспоминаний мастериц того времени, когда к ним приезжал цирк-шапито. Это уникальный момент, когда мастерицы ранее такого не видели и этим моментом очень вдохновились в своем творчестве.

Главное значение дымковской игрушки изначально было для игры. А вот потом, когда уже начинаются выставки, мастерицы стали оцениваться по достоинству, и отношение к игрушке становится значительно выше.

Фото: www.livemaster.ru

Стоит уделить внимание и кризисному периоду Анны Мезриной. Ей приходится пережить личную трагедию, трагедию художника. Ведь она теряет зрение, работая на спиртоводочном заводе. Пары спиртов практически выжгли ей глаза. И в тот момент она думает, что она слепая старушка, которая никому не нужна. Считала, что она умрет и умрет в нищете. Но никогда не стоит забывать о чуде. Чудо произошло и с Анной Афанасьевной. Ее бесплатно отправляют в Москву на операцию и восстанавливают зрение. Кроме того, в столице нашей Родины она участвовала в параде на Красной площади. В тот момент она была приятно удивлена, сколько почета отдают дымковским мастерицам. Они уже были удостоены премии и получали денежное вознаграждение за свой труд.

Позже от маленьких игрушек дымка переходит к барельефам и большим игрушкам. Самая большая игрушка в коллекции — это нянька высотой 47 сантиметров, созданная Безденежных Зинаидой Федоровной, а позже уже расписана ее внучкой с разрешения отца.

Стоит отметить, что сказочная тема в дымке появляется с 1937 года. Это связано со 100-летием смерти Александра Сергеевича Пушкина. Появляются сказочные персонажи из произведений Пушкина, а также других авторов. Изначально создавались единичные игрушки, а к тому времени начинают появляться уже целые композиции.

В 1959 году заканчивается история династий и появляются мастерицы «пришедшие со стороны». В тот момент был объявлен конкурс, и из 100 человек выбрали только 20.

Как мы понимаем, промысел живет до сих пор. Стали появляться дымковские игрушки на современный лад. Дымка — это про причуды. Мастерицы опираются на свою личную фантазию. Их игрушки, несмотря на общность, узнаваемость, имеют свой индивидуальный характер, свою изюминку, свои оттенки. Например, в экспозиции можно встретить фигурку Змея Горыныча, но с мордочками льва. Ведь лев достаточно близок к архитектуре Вятки. Это та игрушка, которую лепили мастерицы.

На первом этаже особняка мы также может познакомиться с зарисовками процесса лепки дымковской игрушки. Познакомиться с гипсовым промыслом на Вятке и изделиями из капа. Капа — это нарост на дереве. Родоначальником данного промысла является Григорий Марков, который был родом из Слободского. Это свое умение он передавал по наследству. Далее этим занимались его сыновья. Капа — это не только красота узора, но еще и исключительная прочность. Его еще называют «деревянным малахитом». Из этого материала изготавливали спичечницы, шкатулки, портсигары и прочее. Капа является дорогим материалом, которого, между прочим, было не особо много. Соответственно, вещи из данного материала очень дорого продавались. А к середине XIX века появляется острая нехватка данного материала. Но промысел продолжал жить. Позже его стали даже подделывать.

Невозможно не отметить тот факт, что во второй половине XIX века Вятская губерния занимает по промыслам третье место. Ее опережает только Московская и Нижегородская губернии.

Еще одним промыслом Вятки того времени был пряник. Создавались пряники как произведение искусства. В экспозиции будет возможность также оценить их внешне, но, естественно, там представлены гипсовые копии. Пряники создавались с помощью гипсовых досок, которые также представлены в экспозиции музея.

Оценив все вятские промыслы, прочувствовав дух того времени, следует переместиться на второй этаж особняка Репина, где представлено уже западно-европейское искусство. Там можно проникнуться историей в зале фарфора и стекла, а также живописи разных стран. Тут следует прочувствовать все самостоятельно. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Наша экскурсия по особняку Репина подходит к концу. Надеемся, что некоторые тайны Репинского особняка нам удалось раскрыть, а остальное вы можете увидеть все своими глазами.

Как сообщают сотрудники особняка, экспозиции будут периодически меняться, создавая определенное настроение у горожан и больше погружая их в историю Вятской земли и зарубежного искусства. Так что скучать точно не придется.

Главное фото: wikipedia.org

Подпишитесь на нас в: Google Новости Яндекс Новости