Следите за новостями:

Московский художник сделал панно из мозаики для Спасского собора

Максим Богданов готовит следующую работу для восстанавливаемого храма (ФОТО).

05.09.2018 15:41

10029

Московский художник сделал панно из мозаики для Спасского собора

На восточной стене Спасского собора, где находится алтарь, появилось мозаичное панно иконы Казанской Божией матери, которое выполнил москвич Максим Богданов, в недалеком прошлом наш земляк. 

Замечу, что пока работу художника могут видеть не все люди - территория храма закрыта из-за ремонта. Совсем скоро Максим приедет в Киров, чтобы привезти еще одно панно - Спасителя. Это будет в конце сентября. 

Максим закончил Вятское художественное училище им. А.Рылова, затем он учился в столице, женат на художнике Марии Кеслер. У пары шестеро детей. Мозаика вятчанина Максима Богданова украшает многие церкви в России и во многих других странах. Так что он не сидит дома, постоянно в дороге и сейчас сообщил, что очень занят, но в конце сентября обязательно приедет в Киров.

А корреспондент Киров. ru побывала здесь и рассмотрела внимательно икону.

Скоро завершится реставрация. Я походила с о. Петром Машковцевым по территории и внутри собора, где настоятель показал мне все проведенные работы. Но вернемся вначале в далекие века. И я хочу вам сначала рассказать вам об истории собора, который знают все наши вятчане, да и гости города. 

Почти 400 лет назад на месте нынешнего Спасского собора стояла деревянная Троицкая церковь, построенная в начале 17 века. Она находилась на окраине Хлынова, и её приход состоял из посадских людей. На паперти Троицкой церкви в Хлынове с незапамятных времён находился образ древней живописи, изображавший нерукотворный лик Спасителя на убрусе - специально приготовленном холсте. Никто не знал о том, когда и кем был принесен и поставлен там этот образ. Икона Спасителя, находясь на паперти Вятской Троицкой церкви, прославилась совершающимися пред нею чудесами. Произошедшее чудо внушило горожанам особое благоговение к этой иконе, и она торжественно была перенесена с открытой паперти в храм. 

Житель Пётр Палкин был болен, позже ослеп и в течение трёх лет ничего не видел. 12 июля 1645 года, придя в Троицкую церковь, он стал усердно молиться перед образом Спаса Нерукотворного и внезапно прозрел. Петр со слезами радости поведал о свершившемся чуде и попросил священнослужителей совершить благодарственный молебен Всемилостивому Спасу. Весть об исцелении Палкина моментально разнеслась по Хлынову. Затем стали происходить и другие исцеления людей. Всего было зарегистрировано 104 случая. 

В1679 году сгорела деревянная Троицкая церковь и тогда заложили новую каменную, которая была закончена в 1693 году и освящена во славу нерукотворного образа Спасителя. А в 1646 году весть о совершающихся на Вятке чудесах пред образом Спасителя дошла до Москвы. 

«Архимандрит Новоспасского монастыря в Москве Никон, будущий патриарх, - рассказывает о. Петр, - хлопотал перед царём о перенесении вятской иконы в столицу. Алексей Михайлович, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести в Москву святыню, чтобы та стала достоянием всего православного мира. В 1647 году царь Алексей Михайлович Романов послал в Хлынов за святой иконой Спасителя игумена московского Богоявленского монастыря Пафнутия. Прибыв к нам, игумен Пафнутий путём опроса установил святость иконы. Множество людей приходило в последний раз к святой иконе, чтобы помолиться и попросить помощи у господа. Современники свидетельствуют, что весь город наполнился плачем. Посланники царя с молитвой сняли образ и крестным ходом понесли в Москву. Встреча святой вятской иконы Спаса Нерукотворного произошла 14 января 1647 года у Ярузских ворот. 

Царь со всем своим семейством, патриарх с московским духовенством, при многочисленном стечении народа благоговейно встретил из Хлынова чудотворный образ Христа Спасителя. Алексей Михайлович сам понёс святую икону через ворота в Кремль и поставил ее в Успенском соборе. С того времени Фроловские ворота по царскому указу переименованы в Спасские, как и главная башня московского кремля. 

Царь пожелал навсегда оставить нашу святыню в Москве, как залог благоволения его царствования. 8 месяцев образ Спаса находился в Успенском соборе, царь чтил эту икону, это видно из описания: «25 числа января месяца 1647 года слушал государь вечерни в соборной церкви Успения Пречистой Богородицы, а праздновал Нерукотворному образу Спасу, что с Вятки принесён». 

Для хранения вятской cвятыни был построен Спасский монастырь. 19 сентября 1647 года в иконостасе Преображенского собора по правую сторону царских врат была она и помещена. В этом московском храме икона находилась 300 лет».

По указу царя с иконы Спаса Нерукотворного была сделана точная копия. Она была богато украшена, торжественно освящена патриархом и приготовлена для возвращения в Хлынов. 10 сентября 1648 года, вновь исполненная копия была торжественно с крестным ходом через Казань, отправлена из Москвы. Царь сам поднял святой образ и передал на руки игумену московского Крестовоздвиженского монастыря Варлааму, назначенному сопровождать царский дар. Вместе с копией, сделанной рукой благочестивого иконописца, царь пожаловал Троицкому храму Хлынова ещё и колокол весом 106 пудов. 

В Хлынов святая икона прибыла 17 декабря 1648 года. Нерукотворный образ Христа Спасителя был встречен всеми жителями и по велению государя поставлен на то же место, где стоял прежний подлинник. Уже на пути в Вятку копии вновь начались чудеса исцеления. Так господь утешил скорбящих жителей города Хлынова. 

«С чудотворным образом были установлены крестные ходы вокруг города, - продолжает свой рассказ о. Петр, - наиболее известен крестный ход 1657 года, когда в Хлынове свирепствовала моровая язва, только лишь после обхода города с иконой Спасителя, болезнь прекратилась. Благоговейное почитание чудотворного образа Спасителя вызвало учреждение крестного хода по уездам вятского края. Ход этот совершался в два года один раз от 1 сентября до 9 декабря в пятую неделю Великого поста и был постоянным до 1917 года. В наше время у многих людей есть желание возродить эту благочестивую традицию».

В 1769 году на месте Троицкой церкви воздвигли каменный собор, назвав его Спасским. В 1929 году он был закрыт, там было и общежитие педуниверситета, и автомастерские, с 90-х годов Спасский собор вернули прихожанам благодаря стараниям митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа, который, приехав к нам, стал открывать храмы. А несколько лет назад началось возрождение собора и это случилось по воле нашей вятчанки Нины Комаровой, которая выполняя волю умирающей дочери, перечислила на счет храма огромные деньги - несколько миллионов рублей! Сейчас во многих магазинах города висят ящички для пожертвований. Дело с реконструкцией двигается. 

О. Петр подчеркнул, что при ремонте было найдено много интересных вещей: серебряный венец, стеклянные бутылки, удостоверение воинствующего безбожника, его я видела, сейчас все найденные предметы переданы в епархию для музея.

Ольга Демина. Фото Ольга Демина.

 
Подпишитесь на нас в: Google Новости Яндекс Новости