Дед-краевед: Вятские корни советской “буденовки”
Какое отношение наш край имеет к появлению легендарного головного убора, и что общего между “буденовкой” и “богатыркой” - расскажу вам все, что знаю.
Товарищи Ворошилов и Буденный на параде в новой форме от Виктора Васнецова.
Заспорили мы на днях с Васильевичем по поводу удобства головных уборов в красной армии. Он говорит, что не зря бойцы “буденовки” носили, они были продуманы, удобны и похожи на богатырский шлем. А я настаиваю на своем: неудобны - зимой продувает, летом жарко.
Мы часто с Васильевичем спорим на пустом месте, но из наших споров рождаются очень интересные темы для воспоминаний и исследований.
Вот я и решил поискать историю создания “буденовки” и поделиться с вами.
Настоящий вятский солдат. Фото выложила Татьяна Пенкина в группе «Вятка. Фото-видео архив». На фото отец Татьяны Пенкиной (справа).
Есть две версии появления “буденовки”
1. Шлем был разработан на конкурсной основе. В мае 1918 года Наркомвоенмор (товарищ Троцкий) своим приказом объявил конкурс на разработку проектов обмундирования для РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия). В январе 1919 года шлем приняли.
2. Ленин придумал мощный идеологический ход: для обмундирования новой Красной армии он решил использовать форму, придуманную для Парада Победы в Великой войне, который должен был пройти в Берлине (а затем и в и Константинополе). Пошита форма была концерном М.А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах в Петрограде.
Вятский изобретатель военной формы
“Богатырка”, она же “буденовка”, она же “фрунзенка” была создана Виктором Михайловичем Васнецовым - нашим легендарным земляком и автором многочисленных великих полотен.
Для молодежи напомню: Виктор Васнецов написал картину “Богатыри” (ее еще называют иногда “Три богатыря”), “Аленушка” (это там, где девочка грустит на берегу пруда), “Витязь на распутье” (на картине богатырь стоит в раздумье перед камнем с надписями). И многие другие известные во всем мире картины.
Причем в обеих версиях появления “буденовки” фигурирует фамилия нашего великого земляка.
• В первой версии сообщается, что в конкурсе по разработке проектов обмундирования Красной армии приняли участие именитые художники, среди них были Васнецов и Кустодиев. К слову, Борис Кустодиев - это тот, кто любил пышных дам изображать на картинах (“Чаепитие”), за что пышечек часто называют кустодиевскими барышнями.
• Во второй версии сообщается, что новая форма была создана художником Виктором Васнецовым по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах.
Внук мне помог на просторах интернета отыскать васнецовские эскизы буденовки и формы в целом.
Нашел первое описание головного убора, который тогда назывался «богатыркой». Так прозвали из-за того, что очень был похож на шлем богатыря:
«Головной убор («богатырка») изготавливается из мундирного сукна защитного цвета и имеет вид шлема. Он состоит из колпака, сужающегося кверху, и отгибающихся назатыльника и козырька. Колпак состоит из шести одинаковых кусков формы равнобедренного сферического треугольника, сшиваемых один с другим по боковым сторонам так, что вершины треугольников сходятся вверху в центре колпака. Вершина колпака притуплённая. В ее верх вшивается круглая пластинка-пуговица диаметром около 2 см, обтянутая сукном....Назатыльник имеет треугольный вырез в средней части и удлиненные суживающиеся концы. На левом конце имеются две просечные обметанные петли, а на правом - две пуговицы...Спереди к головному убору, симметрично по отношению к козырьку и переднему шву, пришивается правильная пятиконечная звезда из приборного сукна диаметром 8,8 см, а внутренние углы на окружности диаметром 4,3 см. Звезда должнa иметь кант шириной 5-6 мм, наносимый черной краской, отступая 3мм от края. В центре звезды прикрепляется «значок-кокарда» установленного образца».
Ух...это не полное описание, конечно, главное, что звезда на лобной части должна была быть строго по диаметру 8,8 см. Когда была сшита первая “богатырка”, никто и не думал, что потом у форменного шлема появиться совсем другое название.
Одели в форму от Васнецова
Иваново-Вознесенский красногвардейский отряд первым получил новую форму и отправился на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. Поэтому после “богатырки” появилось название «фрунзевка». (А вот Первая конная армия Семена Буденного тогда новой формы еще не имела).
“Буденовка” появилась позже и название это прицепилось к зимней «богатырке» - более остроконечной по форме. Шлем назвали так, потому что он впервые появился в дивизии С.М. Буденного.
Уже после гражданской войны стало ясно, что форма от Васнецова требует доработки. Военачальники МАРАКАЛИСЬ от этой одежды, заявляли что в ней невозможно воевать.
Один из них обратился с критикой к верховным властям:
“Комиссия "в своих исканиях" исходила от народно-крестьянской одежды и выработала одеяние южно-национального покроя и стиля. Члены комиссии гонялись за "стилем", по-видимому, совершенно забыв, что в выработанной одежде придется воевать в условиях XX века». Рубаха (суконная и летняя) неудобна для надевания и безобразит даже хорошо сложенную фигуру. Карманы неудобны; цветные нагрудные клапаны особенно излишни[... Большим недостатком летней гимнастерки нужно считать невозможность ее выстирать, так как окраска с грудных клапанов и петлиц линяет…”Богатырка”, зимой допускающая прохождение холодного воздуха в голову и летом плотно облегающая голову и концентрирующая в себе солнечные лучи, причиняет головные боли, не создавая хотя бы мало-мальских удобств...Летний головной убор обладает еще большими недостатками. Назатыльник его (строго установленных размеров) при прямом положении головы упирается в ворот шинели, и головной убор сползает на глаза. Все, носящие летний головной убор, невольно приучаются к несколько наклоненному вперед положению головы с вытянутой шеей. При изготовлении из легкого материала (бумажной материи) шишак и купол быстро мнутся и придают красноармейцу неряшлевый вид. Вентиляция далеко недостаточна…"
Отказываться от “буденовки” начали в середине 20-х годов, окончательно шлем отменили приказом Наркома обороны СССР № 187 от 5 июля 1940 года.
На замену ему пришла фуражка и шапка-ушанка.
Такая история…
Для читателей сегодня хочу пояснить диалектное слово МАРАКАТЬСЯ: это слово смело можно отнести к вятским говорам. Маракаться значит отторгать что-то, показывать неудовольствие, когда приходится принимать или делать.
Жду ваших комментариев, а также предлагайте темы для статей.
Фото из открытых источников и группы “Вятка. Фото-видео архив”